По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Праведный Иоанн, пресвитер Ростовский (протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский)

Иеромонах Маврикий (Звягинцев)Александр Юрченко

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты был призван и для которой ты исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
(1Тим 6:12:)

Эта статья посвящена святому праведному Иоанну Домовскому, подвижнику веры и благочестия Ростова-на-Дону, исповеднику Православия, борцу с обновленческим расколом, пастырем христианских душ, потерявших опору во времена Гражданской войны и гонений на Церковь. Служение, к которому святой был призван Богом, ставило перед ним сложные выборы, особенно в конце жизни: принять монашество, уйти на покой или остаться в самом средоточии людских скорбей, церковных нестроений и огня войны. Многие в то время решали эти задачи эмиграцией или противоборством с властями, кто-то изоляцией и уходом в затвор. Праведный Иоанн, «держась вечной жизни», твердо исповедовал свою веру, исполнил закон любви Христовой и выбрал стезю, на которой Господь привел его к Царству Небесному.

24 июля 2025 года решением Священного Синода (журнал № 68) протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский был причислен к лику святых в чине праведных для местного почитания в Донской митрополии. Память праведного Иоанна, пресвитера Ростовского, Синод определил совершать 24 февраля / 9 марта в день его кончины и 27 августа / 9 сентября в день перезахоронения его останков в 2020 году.

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 года в селе Покровском Екатеринославской губернии в семье диакона Алексия Домовского. С ранних лет он помогал отцу в алтаре, любил богослужение и очень увлекался церковным пением. С 1859 по 1865 годы Иоанн Алексеевич обучался в Екатеринославской духовной семинарии, по окончании которой обвенчался с Марией Иосифовной Госопоровой. 30 августа 1866 года, вскоре после женитьбы, Иоанн Домовский был рукоположен во диакона епископом Екатеринославским и Таганрогским Платоном (Троепольским), а на следующий день – во священника, и назначен настоятелем Николаевской церкви села Васильевки Славяносербского уезда (ныне Никольский кафедральный собор города Алчевска). В семье отца Иоанна и матушки Марии примерно четыре года не было детей. Молодые родители все свое упование возложили на Бога, и вскоре Господь ниспослал им милость: в 1870 году родилась первая дочь – Зинаида, а затем еще три дочери: Анна (1873), Анастасия (1875) и Варвара (1886).

Став настоятелем Никольского храма, возгреваемый пламенной любовью ко Господу, священник Иоанн начал ревностно проповедовать Слово Божие жителям села, заботиться о доме Господнем, благоукрашать его. В жизни и общении отец Иоанн был прост, проявлял ко всем смирение, кротость и любовь, чем привлекал к себе прихожан. За время служения на приходе будущий подвижник сумел собрать крепкую общину Любовь к пасомым, к богослужению и церковной музыке позволила отцу Иоанну собрать вокруг себя крепкий приход и воспитать хороший приходской хор. Его ревностное служение было отмечено священноначалием: он был пожалован архипастырским благословением и правом ношения набедренника.

Видя ревность в служении, священноначалие возложило на отца Иоанна множество послушаний. Он стал помощником благочинного и кандидатом депутата Епархиальных съездов. Уже через год, в 1867 году, епископ Екатеринославский и Таганрогский Платон (Троепольский) отметил отца Иоанна архиерейским благословлением «За усердие к храму Божию». В 1872 году священник был награжден набедренником за усердное служение Церкви Христовой.

В 1875 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макарьевский) перевел отца Иоанна в кафедральный собор Преображения Господня города Екатеринослава и назначил регентом архиерейского хора.

Отец Иоанн писал церковную музыку. Некоторые его произведения дошли и до наших дней

В это же время отец Иоанн начал писать церковную музыку. Некоторые его произведения дошли и до наших дней. По его нотам до сих пор во многих храмах Донской митрополии исполняется тропарь Пресвятой Богородице «Не имамы иныя помощи…». За годы служения в Екатеринославе иерей Иоанн нес множество ответственных послушаний: был законоучителем и наставником православной веры, являлся членом цензурного комитета, входил в состав правления Екатеринославского мужского училища, был членом Попечительства о бедных духовного звания, входил в Строительную комиссию при постройке корпуса и домовой церкви Екатеринославского епархиального женского училища, нес послушание ключаря кафедрального собора. На протяжении многих лет отец Иоанн состоял в комитете Православного миссионерского общества, которое вело работу среди отколовшихся от Церкви Христовой протестантских и сектантских общин. Отец Иоанн проводил собеседования, диспуты, издавал миссионерскую литературу, разъясняющую и защищающую православное вероучение.

В 1877 году началась русско-турецкая война за освобождение славянских народов от Османского ига. Отец Иоанн одним из первых включился в помощь Русской армии и начал активно участвовать в сборе средств для помощи фронту. По инициативе батюшки был дан благотворительный духовный концерт архиерейского хора. По приглашению отца Иоанна в концерте принимали участие артисты Санкт-Петербургской оперы И. В. Матчинский и Е. Я. Соколова. Собранные средства были переданы в Красный Крест для попечения о больных и раненых воинах, находящихся на лечении в госпиталях.

Особым поприщем, определившим во многом судьбу батюшки, было послушание законоучителя и наставника. Многие ученики отмечали:

«Его уроки были уроками трудолюбия, смирения и взаимной любви. Отец Иоанн считал, что нет более высокого искусства, чем искусство воспитания. Выполняя нравственный долг педагога, развивая и облагораживая ум детей, пастырь старался еще более развить и облагородить их сердца на началах истины святой веры Христовой, как единственно правильно объясняющей истинное достоинство и назначение человека на земле».

В 1883 году на батюшку возлагают особое послушание в отборе чтецов и певцов епархии, а в 1886 году епископом Екатеринославским и Таганрогским Серапионом (Маевским) отец Иоанн был назначен ключарем Кафедрального Преображенского собора и председателем комитета, учрежденного Святейшим Синодом при домовой Крестовой церкви Архиерейского дома с целью «подбора на должности псаломщиков и диаконов из не окончивших курса семинарии и Духовного училища таких лиц, которые обладали бы хорошими голосами и умели бы петь и читать».

В 1886 отец Иоанн был утвержден в должности законоучителя при Екатеринославской женской прогимназии. Также отец Иоанн входил в Кирилло-Мефодиевское братство, которое, среди прочего, назначало пособия для малоимущих.

Пламенные проповеди отца Иоанна в кафедральном соборе подвигали людские сердца к вере и покаянию, все больше людей приходило к священнику, так что собор не вмещал всех желающих молиться на богослужении, которое совершал отец Иоанн. За «внебогослужебные собеседования», которые он проводил в соборе, священник удостоился благословения Святейшего Синода. На вербное воскресенье 1888 года при большом стечении молящихся батюшка был награжден золотым наперсным крестом. Не осталась незамеченной и любовь подвижника к обездоленным и нуждающимся: 15 мая 1893 года за двенадцатилетнюю безвозмездную службу в Екатеринославском епархиальном попечительстве о бедных духовного звания отец Иоанн был награжден орденом святой Анны 3-й степени.

Духовная жизнь и неоспоримый авторитет отца Иоанна как прекрасного уставщика, талантливого организатора, знатока литургики побудили епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона (Маевского) поручить отцу Иоанну разработку чинопоследования крестного хода с чудотворной Самарской иконой Богородицы. Этот крестный ход совершался из приходских и домовых церквей г. Екатеринослава в кафедральный собор, затем для водоосвящения на Днепр, а потом на Успенскую площадь для молебного пения. Помолившись Пресвятой Богородице, отец Иоанн составил это торжественное чинопоследование, и оно ежегодно использовалось в большом крестном ходе с Самарской иконой Богородицы по территории всей Екатеринославской епархии.

В 1880–1890-х годах отец Иоанн начинает регулярно посещать Введенскую Оптину пустынь. Это были годы духовного расцвета обители, когда святое старчество украсилось подвижническими трудами преподобного Макария Оптинского и его учеников.

Слава о деятельном священнике Иоанне Алексеевиче Домовском начала распространяться по всей Екатеринославской епархии и за ее пределами. Господь уже готовил для отца Иоанна новое поприще – служение в пределах Донской земли, где Бог проявил на нем духовные дары исцелений и чудотворений.

Будучи скромным в быту, он не имел своего жилья и проживал на служебной квартире

В 1896 году в Российской империи проходило празднование 650-летия Невской битвы. В честь этого юбилея в городе Нахичевань-на-Дону на пожертвования местного купца И. С. Шушпанова был возведен храм имени святого благоверного князя Александра Невского. Купцы Нахичевани, часто посещавшие Екатеринослав, общались с прозорливым и почитаемым иереем Иоанном Домовским. Они выразили желание, чтобы отец Иоанн возглавил вновь построенный храм. Батюшка согласился не сразу, но, исполняя благословение правящего архиерея, смирился и отправился на место своего нового служения. Будучи скромным в быту, он не имел своего жилья и проживал на служебной квартире. Поэтому, направляясь на новое место своего служения, он перевез болеющую супругу Марию с дочерями в Мариуполь, к ее сестре. А уже из Мариуполя на пароходе прибыл в Ростов-на-Дону и далее к месту своего служения. Его новый храм находился на границе Нахичевани-на-Дону и Ростова-на-Дону.

С 1897 года отец Иоанн стал членом Екатеринославского отделения Императорского православного Палестинского общества, за время этого послушания напечатал ряд статей, посвященных паломничеству, читал лекции о Святой Земле.

В апреле 1897 года по представлению председателя педагогического совета и с согласия епископа Екатеринославского и Таганрогского Симеона (Покровского) священник Иоанн Домовский был утвержден в должности законоучителя при Нахичеванской-на-Дону Екатерининской женской гимназии (ныне лицей №13 города Ростова-на-Дону).

Будучи отцом четырех дочерей, отец Иоанн понимал, как нужно воспитывать юных девушек. К воспитанию учениц он относился так же, как и к воспитанию собственных дочерей – с особой бережностью. Он учил их добру, послушанию, милосердию, любви и упованию на Бога. Батюшка желал видеть своих воспитанниц всесторонне развитыми, красивыми, добрыми, тактичными и глубоко верующими.

1 августа 1897 года отец Иоанн Домовский был избран обществом прихожан Александро-Невской церкви города Нахичевани-на-Дону председателем церковно-приходского попечительства и утвержден в данной должности епархиальным начальством.

Очевидцы свидетельствуют, что с первых дней служения на Донской земле праведный Иоанн проявил себя как ревностный священник, который всей душой любил Бога и народ Божий, отдавая свое время и средства, помогал обездоленным и всем, кто просил о помощи.

В 1897 году состоялась встреча двух подвижников – иерея Иоанна Домовского и праведного Иоанна Кронштадтского

В октябре 1897 года на Дон прибыл Всероссийский батюшка – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он приехал в Ростов-на-Дону по приглашению купца Максимова, известного в городе благотворителя, для освящения Дома трудолюбия. 5 октября 1897 года протоиерей Иоанн Кронштадтский в сослужении духовенства города Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону совершил Божественную литургию в Ростовском соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Одним из священников, сослуживших в тот день великому Кронштадтскому пастырю, был иерей Иоанн Домовский. После богослужения состоялась встреча и беседа двух подвижников. По воспоминаниям, когда к праведному Иоанну Кронштадтскому приезжали паломники из Донской земли, он говорил им: «Зачем вы едете ко мне? У вас есть свой Иоанн», – указывая на святую жизнь ростовского подвижника.

13 июня 1899 года епископом Екатеринославским и Таганрогским Симеоном (Покровским) отец Иоанн Домовский был возведен в сан протоиерея.

30 августа 1899 года протоиерей Иоанн с разрешения епархиального начальства за полезную деятельность по приходу и устроительству здания для церковно-приходской школы обществом прихожан Александро-Невской церкви города Нахичевани-на-Дону был удостоен наперсного креста, украшенного камнями, и почетного адреса.

21 сентября 1900 года определением Епархиального училищного совета отец Иоанн был утвержден в должности законоучителя при женской церковно-приходской школе.

В 1908 году в Мариуполе умерла супруга отца Иоанна, дочери оставались жить там под надзором тети и других родственников со стороны матушки. Смерть супруги побудила отца Иоанна задуматься об уходе в монастырь. Его выбор пал на Оптину пустынь, которую он так любил посещать. Отпросившись у священноначалия, протоиерей Иоанн отправился в обитель за благословением на монашество. Но вскорости вернулся, рассказав своим ближним о том, что оптинские старцы не благословили его принимать монашество, а дали наказ оставаться в родном городе, не покидая его, чтобы утешать народ в предстоящие сложные годы. Старец воспринял это как волю Божию и остался служить своей пастве.

Оптинские старцы не благословили его принимать монашество и дали наказ оставаться в родном городе, чтобы утешать народ в предстоящие сложные годы

27 мая 1908 года отец Иоанн купил для своего семейства дом, который был расположен в десяти минутах ходьбы от Александро-Невского храма. Именно здесь вокруг пастыря начала складываться крепкая христианская община. Отец Иоанн пользовался любовью и уважением за его доступность и за особое благоговение, с которым он совершал церковные службы. Особо притягивали людей к нему смирение, любовь ко всем, мир, который он вносил в общину.

«Приехавший… священник Иоанн Домовский, – вспоминали о нем впоследствии прихожане, – сразу покорил собою паству. Многие испытали от него доброе пастырское отношение. При его настоятельстве чувствовалось твердое руководство жизнью, результатом было крепкое сплочение причта и благолепие храма».

В 1910 году он был награжден орденом святой Анны 2-й степени, а 1914 году – орденом святого Владимира 4-й степени за дела на ниве благотворительности.

В июле 1914 года началась Первая мировая война, которая ознаменовала новый этап подвига ростовского подвижника. Донские власти после манифеста императора Николая II приступили к мобилизации. Множество рабочих, крестьян, казаков призывались на фронт. За молитвенным покровом к донскому старцу потекла река безутешных родственников, жен, матерей. Отец Иоанн совершал молитвенные пения о русском воинстве, а также активно принимал участие в сборах гуманитарной помощи для военных госпиталей.

История пастырского и духовного подвига протоиерея Иоанна Домовского тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую сам отец Иоанн, а за ним и все ростовчане называли «Нечаянная радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, простого письма, на небольшой дощечке. Отец Иоанн совершал молебны у этой иконы, и вскоре во время и после молебнов начали происходить исцеления бесноватых и больных. Так и возникло название «Нечаянная радость» – ведь эти чудотворения были неожиданными не только для паствы, но и для самого подвижника.

С годами здоровье отца Иоанна пошатнулось, у него развилась болезнь ног. 7 октября 1915 года протоиерей Иоанн Домовский по собственному желанию был почислен за штат, но остался почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился).

Продолжая служить в Александро-Невском храме, где зачастую его появления ожидали толпы верующих, отец Иоанн основную часть своего времени посвятил молитве с народом у себя дома, в молитвенной комнате-келье. Комната отца Иоанна (или, как ее называли домашние, «молельня») была святая святых дома:

«Там была удивительная тишина и покой, горело множество лампад, воздух всегда был чист и наполнен запахом ладана».

Этот дом в Нахичевани стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. По воспоминаниям свидетелей, каждый день к отцу Иоанну шли люди. Он совершал молебны, исповедовал, давал духовные и жизненные советы, утешал народ в тяготах наступившей гражданской войны.

Вот как запомнилось служение батюшки его современникам:

«За советом, за молитвой, за исцелением от болезни к нему приходили, приезжали издалека, из других городов. Ранним утром у его дома собирался народ. Вся улица была заставлена телегами, дрогами, подводами. Люди садились на бордюры тротуаров, ожидая приема. Приезжали к нему издалека за исцелением».

В тяжелые годы Гражданской войны подвиг отца Иоанна усилился, сбылись слова оптинских старцев о том, что он станет молитвенником и духовной опорой для людей, находящихся в смущении и замешательстве, дабы их не постигло неверие.

Начиная с февраля 1918 года на Дону власть менялась шесть раз. Города и станицы подвергались постоянным налетам и разрушениям с обеих противоборствующих сторон. Только в феврале 1918 года в Ростове-на-Дону были убиты два священнослужителя – клирик Всехсвятского храма новомученик Константин Верецкий и священник Никольского храма Иоанн Талантов. Было сожжено более 50-ти станиц, повреждены и ограблены десятки храмов. В этот период наблюдался наивысший уровень жесткости по отношению к местному населению и духовенству, начинался террор. Именно в это смутное время все больше и больше людей шли к батюшке Иоанну за утешением и молитвой.

До конца своих дней отец Иоанн проживал в Нахичевани-на-Дону (с 1928 года район города Ростова-на-Дону), постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском окормлении и помощи. Большое впечатление на посетителей производило множество икон в его комнате-келье. Все стены от пола до потолка были ими увешаны. Среди них выделялись два образа: Казанская икона Божией Матери (копия с той самой «Нечаянной радости») и Аксайская икона Божией Матери, пред которыми отец Иоанн постоянно молился Пресвятой Владычице. Во дворе дома был разбит небольшой уютный сад, в котором любил проводить время батюшка, сидя на одной из скамеек, читая Священное Писание или творя Иисусову молитву. Здесь же он часто принимал людей.

Он был вдохновителем сопротивления обновленческому расколу на Донской земле

В 1920-е годы протоиерей Иоанн Домовский был уже не только пастырем для многочисленных верующих, но и вдохновителем сопротивления обновленческому расколу на Донской земле. В эти тяжелые годы внешних и внутренних нестроений отец Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры», воплощением верности Патриарху Тихону и канонической Церкви. В то тяжелое время, когда большинство храмов Ростова-на-Дону было поругано и отдано обновленцам, православные собирались в воскресные и праздничные дни у отца Иоанна в его келии, совершали богослужения в сопровождении хора, с любовью собранного батюшкой. Протоиерей Иоанн Домовский был духовным отцом архиепископа Воронежского Захарии (Лобова), пострадавшего впоследствии за веру и прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в лике священномучеников. Будучи епископом Аксайским, владыка Захария устанавливал переписку с сочувствующими канонической церковной власти священниками и приходскими общинами. Особенным духом любви и преданности проникнуто письмо владыки Захария своему духовному отцу – протоиерею Иоанну Домовскому:

«С сыновней преданностью усердно приветствую Вас, дорогой мой духовный отец, с светлым праздником Р[ождества] Х[ристова]… О своей радости и духовном утешении в литургийных молитвах не могу Вам и передать. Только и восклицаю: “Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив”. Не знаю, долго ли Господь продлит Свою милость на мне грешном. С чувством глубокого умиления вспоминаю приятные и дорогие мне встречи с Вами… молюсь всегда за Вас, прошу слезно и Ваших святых молитв. Ваш грешный богомольник еп. Захарий. 18 (31) декабря 1923 г.».

В 1927 году власти полностью передали обновленцам Александро-Невский храм. С этого времени отец Иоанн перестал его посещать, забрал из храма чудотворную икону и распорядился, чтобы по смерти его прах не проносили мимо собора, что и было исполнено. Он призывал православных не посещать храмов, занятых обновленцами, не принимать в свои дома священников из обновленцев.

Служение отца Иоанна находилось под пристальным вниманием со стороны властей. ОГПУ вело наблюдение за общиной отца Иоанна как минимум с 1923 года. Однажды в его доме был проведен обыск. Это событие и беседа со следователем нашли свое отражение в воспоминаниях современников святого:

«Оставшись наедине со следователем, отец Иоанн сказал: “Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома”. Следователь усмехнулся, но домой все-таки поехал и застал такую картину: жена стирала на кухне, а на балконе на примусе готовился обед. Балконная дверь была открыта, рядом в колыбели спал его сын. Ветром дверную занавеску унесло к примусу, она вспыхнула, и когда следователь вошел в комнату, пылающая занавеска уже приближалась к колыбели. Опоздай он на минуту, и пожар был бы неминуем. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: “Идите, батюшка, домой. Вас больше никто не тронет”».

Дело на членов общины отца Иоанна было заведено позже, после его смерти, в июле 1930 года. По этому делу в том числе проходил и иеромонах Захарий (Мажуга), будущий митрополит Тетрицкаройский Зиновий.

Перед смертью отец Иоанн предрек, что его будут хоронить дважды

Земная жизнь протоиерея Иоанна Домовского, подвижника благочестия Донской земли, окончилась 9 марта 1930 года. Батюшка заранее знал о своей кончине. Он сказал родным: «Умру в Великий пост. И так как я Пасху не застану, то разговеюсь сейчас», – и съел яичко. Перед смертью отец Иоанн предрек, что его будут хоронить дважды. На похороны подвижника собрался многочисленный православный люд из Ростова-на-Дону и других городов. Отпевание совершал архиепископ Ростовский и Таганрогский Серафим (Силичев). Несли отца Иоанна на руках из дома до храма во имя Софии Премудрости Божией (ныне разрушен) – одного из трех храмов, не принадлежавших обновленцам, у стен которого подвижник Дона и был захоронен в первый раз.

Когда храм разрушали, а Софиевское кладбище закрывали, то стараниями дочери отца Иоанна Варвары Ивановны и его духовных чад – семьи Сахаджиевых – честные останки отца Иоанна были перенесены на армянское кладбище. При перезахоронении крышка гроба треснула, и стали видны нетленные руки и ноги отца Иоанна, но открыть гроб полностью не решились.

Воспоминания о протоиерее Иоанне Домовском включены в книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея». Владыка Вениамин писал их незадолго до своего отъезда с Ростовской кафедры в 1955 году. Отцу Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена его биография и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудесах по молитвам к отцу Иоанну.

После кончины отца Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди. Священнослужители Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиды, многие почитали отца Иоанна и испрашивали у него молитвенного предстательства.

В документе «Сведения об особо чтимых местах, чудотворных иконах и кликушах в благочиннических округах, отдельных приходах Ростовской епархии» из архива оперуполномоченного по делам религии в Ростовской области отражен факт посмертного почитания отца Иоанна. В документе имеется следующая запись:

«В Пролетарском районе города Ростова-на-Дону, на бывшем армянском кладбище, имеется могила умершего… священника Домовского Иоанна, который весьма почитается верующими – “святым”. Круглый год за этой могилой ведется уход, горит лампада, а в летние месяцы возле этой могилы собирается немало верующих женщин».

Здесь же отмечено, что духовенство г. Ростова-на-Дону регулярно проводит панихиды. В этом же документе упоминается:

«Митрополит Вениамин (Федченков) 6 декабря 1955 года при служении в Александрийской церкви с кафедры объявил народу, что Иоанн Домовский – святой, а его могила – источник чудес и всяческих исцелений».

Здесь же указывается, что митрополит Вениамин (Федченков) дает поручение о сборе материалов для подготовки канонизации нового угодника Божия Иоанна Домовского.

Несмотря на постоянное наблюдение за местом упокоения отца Иоанна со стороны гонителей Церкви, верующие не переставали посещать его могилу, на которой постоянно горела лампадка. Не прекращалось служение панихид священнослужителями. С 2000-х годов почитание еще более усилилось, панихиды на могиле отца Иоанна стали совершаться регулярно силами настоятелей приходов города Ростова-на-Дону. Было собрано много свидетельств о случаях исцеления на могиле подвижника.

9 сентября 2021 года состоялся перенос честных останков отца Иоанна в церковную ограду, и отныне они покоятся в Александрийском храме города Ростова-на-Дону. Важно отметить, что данный храм изначально являлся кладбищенской часовней Софиевского храма, где изначально и был похоронен отец Иоанн. Сама часовня в 1942 году была перестроена в храм, который был освящен в честь утраченного Александро-Невского храма г. Нахичевань-на-Дону, где служил настоятелем отец Иоанн Домовский.

На армянском кладбище, где в 1934 году был перезахоронен протоиерей Иоанн, епископ Таганрогский Артемий, викарий Ростовской епархии, совершил литию после обретения мощей подвижника. На подворье храма царицы Александры под всеобщее пение пасхального тропаря «Христос Воскресе» гроб с честными останками праведника встретил глава Донской митрополии, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Владыка митрополит, обратившись к собравшимся, в своем слове отметил:

– Мы не случайно поем с вами тропарь Пасхе Христовой, потому что перед своей смертью отец Иоанн пророчески произнес, что он не будет встречать Пасху земную, но встретит Пасху небесную. Поэтому, когда обретались его честные останки, у него в руках нашли яйцо – символ пасхальной радости. Эта радость заключается в единении человека с Богом.

После перенесения честных останков отца Иоанна в храм у его гробницы по благословению главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия духовенством города Ростова-на-Дону стали регулярно совершаться панихиды.

24 июля 2025 года решением Священного Синода (журнал №68) протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский причислен к лику святых в чине праведных для местного почитания в Донской митрополии.

7 сентября 2025 года в Ростове-на-Дону при большом стечении молящихся состоялось прославление праведного Иоанна

6 сентября 2025 года святые мощи праведного Иоанна Домовского, пресвитера Ростовского, были перенесены в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону. Там же 7 сентября 2025 года при большом стечении молящихся состоялось прославление праведного Иоанна. Чин прославления возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Ему сослужили архиереи Донской митрополии и священнослужители.

Почитание Ростовского-на-Дону старца распространилось за пределы Донской земли, и сейчас, когда Господь прославил Своего подвижника в лике праведных, помощь по его молитвам не заставит себя ждать. Праведный Иоанн, как и при жизни, открывает объятия каждому просящему, молится пред Божиим престолом за свою паству.

Святой праведный Иоанне, моли Бога о нас и о нашей святой Руси!

Иеромонах Маврикий (Звягинцев),
председатель Комиссии по канонизации святых Донской митрополии;
Александр Владимирович Юрченко,
секретарь Комиссии по канонизации святых Донской митрополии

По материалам сайта Православие.Ру