По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьИнтервью"Деловой завтрак" с участием митрополита Меркурия в Российской газете

"Деловой завтрак" с участием митрополита Меркурия в Российской газете

"Деловой завтрак" с участием митрополита Меркурия в Российской газете
  1  фотография
0 видео

16 апреля 2012 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий принял участие в «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты». На встрече обсуждались актуальные вопросы, связанные с введением в средних школах комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Как можно оценить качество нового учебного курса? Уместны ли оценки по этому предмету? Как правильно преподавать подобный материал? Кто должен вести курс – педагоги или духовенство? Как и где подготовить необходимое количество преподавателей? Эти и другие вопросы были заданы Главе Донской митрополии.

Митрополит Меркурий. Приветствую всех с праздником Пасхи. В течение сорока дней мы обращаемся друг к другу с Пасхальным приветствием «Христос Воскресе!». Эти слова – символ нашей победы, а все мы находимся в постоянном борении, прежде всего с самими собой, пытаясь изменить себя и окружающий мир к лучшему. Добиться этого возможно только общими усилиями, в том числе когда мы собираемся за столом и обсуждаем какие-либо вопросы. Только в открытом диалоге можно понять проблему, обсудить и решить ее.

В следующем учебном году в общеобразовательных школах России будет введен новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каково значение создания новой учебной дисциплины для современной школы и общества? Будут ли выставляться оценки по этому предмету?

Введение курса ОРКСЭ – это огромный прорыв в российской педагогике, которая является наследницей советской педагогики. Было проведено широкое обсуждение, высказывались разные мнения, но решение Президента было принято, и в течение нескольких лет курс проходил апробацию. Высказывались опасения о том, что деление курса на модули разделит детей, что дети станут верующими, что Церковь проникает в школу. Но ни одно из этих опасений не оправдалось. Программа курса разрабатывалась в Министерстве образования и науки РФ. Был создан межведомственный координационный совет, в состав которого входили представители традиционных религий, а также люди, которые не представляли ни одну религиозную конфессию и которые готовили пособия по основам светской этики и мировым религиям. Апробация нового учебного курса стала ярким явлением в обществе, привлекшим большое внимание СМИ. Сегодня многие пришли к пониманию того, что детям нужно давать знания о традиционной религии. Этот курс – не курс Закона Божия, но курс культурологический. Но говорить о Боге, не говоря слово Бог, невозможно, и говорить о христианстве, не говоря о Христе, тоже невозможно.

Первые уроки по курсу проводятся со всеми учениками класса, на этих уроках педагог рассказывает об отечественной культуре, национальных традициях, о религиозном, культурном, национальном многообразии России. Педагог учит детей тому, что все мы жители одной страны, и вне зависимости от своих религиозных убеждений, национальности мы все призваны жить вместе, заботиться о своем Отечестве, любить и ценить все, что нам дал Бог и уважать тех, кто рядом. Для общества очень важно научить этому детей. Далее идет деление курса. По завершении курса школьники снова собираются вместе и делятся друг с другом своими впечатлениями о том, что они узнали в ходе занятий. Уроки по курсу ОРКСЭ открыты, на них могут приходить родители, могут прийти и священники. Все это обогащает детей в нравственном, культурном измерении.
По итогам мониторингов, которые регулярно проводятся Отделом религиозного образования и катехизации, ни одного отрицательного отзыва об ОРКСЭ не было. В апробации курса участвовал 21 регион, была проведена серьезная работа по разработке и составлению учебников, которые должны иметь межпредметные связи, соответствовать возрастной психологии школьников. Конечно, за 34 часа ОПК изучить невозможно, ведь мы говорим не только об изучении культуры, но и о нравственном воспитании. Нами высказано предположение – вернуться к изучению религиозных культур в 7 классе, когда ребенком получен достаточный багаж знаний, он может выстраивать систему взаимосвязей этого предмета с другими, и потом в старшей школе, когда человек по-другому воспринимает окружающий мир. Идеально, если бы этот предмет проходил по всем годам обучения. Что касается выставления оценок по курсу, то межведомственный координационный совет отдал решение этого вопроса на усмотрение преподавателей. Если педагог считает, что нужно ставить отметку, пусть он ее ставит. Не ради отметки дети получают знания в ходе изучения этой дисциплины. Эти знания помогут детям в формировании внутренних духовных ориентиров.

Вы много лет были Управляющим Патриаршими приходами в США, как там решаются такие вопросы?

В Америке все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах, каждый выбирает то, что он хочет, или не выбирает религиозный курс. В религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается, предоставляя им возможность самостоятельно выбирать.

Каковы результаты выбора родителями учебных модулей курса ОРКСЭ в Ростовской области? К 1 сентября будущего учебного года будут подготовлены и изданы учебники?

Ростовская область – традиционно православный регион. Поэтому в Донском крае 78-80% родителей выбрали учебный модуль Основы православной культуры. Но будут преподаваться и другие модули, например в Волгодонске, где существуют крупные поселения мусульман. В соответствии с выбором родителей будет формироваться заказ на учебные пособия.

В республиках Северного Кавказа тоже будет вводиться курс ОРКСЭ?

Да, республики Северного Кавказа приняли участие в эксперименте по апробации новой учебной дисциплины. Например, в Чечне 99% родителей выбрали ислам.

Не окажется ли, что преподавание Основ религиозных культур в школе будет ли на том же уровне, что и преподавание иностранного языка?

Когда я изучал в школе немецкий язык, я не думал о том, что поеду в Германию и буду разговаривать на немецком. Но времена меняются, возникает необходимость общения с представителями других народов. То же самое касается и Основ религиозных культур. Мы думаем, что в жизни нам это не пригодится. Но это не так, если человек живет полноценной жизнью, начинает посещать музеи, знакомиться с памятниками архитектуры, живописи, истории. Не зная основы, истории создания того или иного произведения, он будет чувствовать себя ущербным человеком

Будет ли Церковь участвовать в подготовке педагогов и должен ли быть преподаватель верующим?

Мы не ставили задачу, чтобы преподаватели ОРКСЭ были верующими. Но если педагог будет верующим, он, зная более глубоко церковную традицию, сможет более доступно рассказать школьникам об основах религии. Я не являюсь сторонником того, чтобы священники преподавали в школе, чтобы преподавать, нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, в частности по модулю ОПК, конечно, должны общаться со священниками. Задача священников – помочь педагогам с хрестоматийным материалом, рассказать подробнее о том, что составляет содержание учебников. В рамках курса приветствуется проведение экскурсий в храмы, где священник сможет рассказать детям об архитектурных особенностях храма, его святынях. Также педагог может пригласить священника в класс для беседы о нравственности, истории, культуре. Это приветствуется. Это приближает людей к своей традиционной культуре. В ходе апробации многие высказывались за то, что необходим единый курс религиозной культуры, без деления на модули. Но это ошибочный педагогический подход. Необходимо сначала изучить собственную традиционную религиозную культуру, и только потом мировую, чтобы уважительно относиться к культуре других народов.

Есть мнение, что программа модуля «Светская этика» создана для того, чтобы отвлечь детей от изучения религиозной составляющей курса. Каково Ваше мнение?

Святейший Патриарх Кирилл сказал, что светская этика – это обезбоженная нравственность. Насколько можно себе представить нравственность без религиозной основы, настолько же можно допустить преподавание светской этики. Если в семье нет религиозной традиции, то вполне обоснованно, что родители выберут курс Светской этики.

В Волгограде на Пасху активисты националистической организации устроили провокацию: пришли на крестный ход в одежде с фашистской символикой. Как вести себя христианам в подобных ситуациях?

Христианам нужно вести себя обдуманно и терпеливо, не поддаваясь на провокации. Если в этом есть необходимость, защищать свои святыни, охраняя свою веру. Представители государственной власти должны заботиться о пресечении подобных провокаций. Если подобное происходит в Церкви, если врываются в храмы и рубят иконы – если позволяют это, то завтра будут позволять вешать людей. История России знает такой период, когда небольшая группа людей в течение одного-двух дней захватила власть в стране в 1917 году.

Каково Ваше отношение к разделению людей на верующих и неверующих?

Я не разделяю верующих и неверующих, потому что процесс пополнения верующих происходит за счет неверующих. Верить или не верить – это, конечно, дело каждого человека, дело его жизни, плод его внутренних размышлений, исканий. Вера – это дар Божий. Бог дает человеку веру как некий дар. Человек, в зависимости от того, как он живет, сколь он духовно живет, либо воспринимает этот дар, либо отвергает. Деление на верующих и неверующих, как и любое другое только навредит обществу. Мы – граждане одной страны, у нас есть гораздо больше общего, чем того, что нас разъединяет – одна Родина. Я выступаю за единое крепкое государство. Если мы начнем делиться, мы разрушим нашу страну. Сейчас в обществе очень сильны противоречия. Одна из причин этого — психологическая обработка СМИ, когда людей отучают думать и принимать то, что говорят в СМИ, хотя люди уже перестают верить. Но это тоже плохо – значит той информации, которую будет доносить Правительство, тоже перестанут верить.

Каково Ваше отношение к милостыне? Нужно ли подавать нищим?

Блаженный Августин сказал: «Пусть милостыня твоя в руке твоей запотеет». Нужно знать, кому подавать. Если человек действительно нуждается в милости, чаще всего он никогда не пойдет ее просить. Это исключительный случай – когда люди выходят просить милостыню. Прежде всего нам нужно быть внимательными к тем, кто находится рядом с нами, особенно к старикам, одиноким людям. И наша милость не обязательно должна выражаться в финансовой помощи.

Подготовила Евгения Аверьянова 


1585 просмотра