Доклад Главы Донской митрополии на первом заседании Совета проректоров по воспитательной работе вузов Ростовской области при Главе Донской митрополии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад Главы Донской митрополии на первом заседании Совета проректоров по воспитательной работе вузов Ростовской области при Главе Донской митрополии
28 июня 2013 788

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ, ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

НА ВСТРЕЧЕ С ПРОРЕКТОРАМИ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

РОСТОВСКИХ ВУЗОВ

Уважаемые участники первого заседания Совета проректоров!

Мы собрались здесь, чтобы обсудить важную и приоритетную в наши дни тему, связанную с проблематикой духовно-нравственного воспитания вузовской молодежи. Сегодня мы переживаем непростое для этого делания время, время подмены ценностных ориентиров, когда гедонизм и идеалы потребительского отношения к жизни, через средства массовой коммуникации, через так называемую современную культуру, навязываются нашим детям, захватывают сердца молодых людей. Можно сказать, что создается целый мир псевдоценностей, красиво упакованный, прельщающий слух и зрение. Основными тезисами этого мировоззрения являются призыв верить только в себя, не «заморачиваться», говоря языком современной молодежи, на нравственных постулатах, убежденность, что для получения личной выгоды и удовольствий хороши любые цели. В этой системе координат нет места ни Богу, ни вере, ни ясному пониманию, что такое «добро» и «зло».

В истории мы имеем множество примеров, когда при таком положении вещей человеческое общество доходило до самоуничтожения. Крах цивилизаций: от греко-римского мира, до империй новейшего времени, — происходил и происходит не из-за экономических или геополитических проблем, а по причине забвения нравственных норм. Не раз в истории мира целые культуры исчезали с лица земли забыв элементарные заповеди Декалога (т.е. Десять заповедей Моисея). Поэтому сегодня, как никогда, важными видятся вопросы связанные с воспитанием и образованием. На каком основании они должны созидаться? Что хотят получить государство и общество «на выходе» — эффективного управленца или полноценную, гармонично развитую личность?

То что церковное сообщество активно участвует в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи, является совершенно естественной нормой, происходящей из самой сути евангельского благовестия. Апостол Павел в послании к Ефесянам дает Церкви прямую заповедь «воспитывать в учении и наставлении» (Еф. 6:4). В Притчах премудрого царя Соломона говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Церковь во все времена была той силой, которая заботилась о нравственном состоянии народа.

Сегодня, наше светское государство и действующие в нем законы не запрещают, а напротив, предоставляют широкие возможности участия Церкви в образовании и воспитании юных граждан России. Конкретизация того, что мы с вами можем совместно сделать в данном направлении, совершается путем договорных отношений. Участие Церкви в духовно-нравственном воспитании студентов может и должно совершаться в следующих сферах:

  1. Образовательная деятельность, учебный процесс
  2. Воспитательная работа со студенчеством
  3. Деятельность студенческих объединений; так называемая «досуговая сфера»

Образовательная деятельность, учебный процесс

По первой позиции мы можем констатировать, что вуз призван не только подготовить специалиста, но и помочь молодому человеку в выработке устойчивого мировоззрения, освоении сокровищ отечественной и мировой культуры, овладении социальными компетенциями и навыками. Эту задачу выполняют гуманитарные кафедры вузов, и можно сказать, здесь уже существует немало примеров интересного и плодотворного сотрудничества. Совершенно естественным видится включение в учебный план некоторых вузов факультативных, элективных курсов по православной культуре, религиоведению, истории мировых религий и проч. Студенты гуманитарных, технических или естественнонаучных вузов без знания традиционной базисной религиозной культуры обречены на бессилие перед лицом целого ряда жизненных вопросов и важных ценностных определений. Кроме того, религиозное невежество становится «легкой добычей» для всевозможных сект и новых религиозных движений.

Кроме таких практических задач, направленных на духовную безопасность и религиозную компетенцию, не следует забывать и о научно-просветительском служении. На базе университетов возможно создание научно-образовательных центров по диалогу между религией и наукой. На таких площадках совместно могут обсуждаться актуальные проблемы, находящиеся на стыке богословия и естественных наук. Именно из опыта подобного диалога между верой и знанием выросли большинство университетов Европы.

Воспитательная работа со студенчеством

Территория совместных дел в сфере воспитательной работы могла бы включать совместное участие в социальных акциях, развитие волонтерского движения. Это очень важный опыт для нашей молодежи. Именно в студенческом возрасте формируется не только мировоззрение человека, но и «опыт сердца». Участие студентов в служении ближним — это возможность получения важного духовного навыка. Суть такого служения заключается в деятельной любви к ближнему, к тому кто нуждается в помощи, кому сейчас плохо и одиноко. Через этот шаг, наша молодежь непосредственно соприкасается с тем опытом, который способен противостоять современному натиску культуры гедонизма и эгоизма. Ведь любовь это не просто чувство. Хотя первое что приходит на ум, это именно такое определения слова любовь. Но любовь, прежде всего, это такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра. Таким образом любовь, а вместе с ней и сострадание, милосердие, отзывчивость, живут не в чувствах, а в конкретных делах. Такое своеобразное «воспитание через дело» — есть единственный действенный способ что-то реально изменить в сердце человека.

Говоря о волонтерском движении, также хотел бы упомянуть возможность участия нашей вузовской молодежи в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива», который ежегодно проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси под эгидой Русской Православной Церкви. Этот конкурс задуман для поддержки гражданских инициатив, имеющих своей целью достойное устроение жизни на духовно-нравственных началах.

Еще один аспект «воспитания через дело» — это создание службы психологической помощи для студентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В Ростовской-на-Дону епархии уже много лет существует общество психологов, на многих приходах ведется благотворительное консультирование. Думается, что и в наших вузах найдутся ресурсы для организации подобной деятельности.

Так же, воспитательная работа со студенчеством — это и культурно-просветительские акции, совместное проведение форумов, посвященных общественно-значимым культурным событиям и памятным датам (День славянской письменности и культуры, День семьи, любви и верности и др.). Здесь немалую роль могут сыграть православные духовно-просветительские центры: Донской православный центр «София», просветительские центры при Ростовском кафедральном соборе, Свято-Казанском храме и др. Подобное взаимодействие поможет насытить досуговую сферу студентов культурно-значимыми явлениями.

Нужно отметить, что уже устанавливается доброе взаимодействие между библиотеками ростовской епархии и донских вузов. На их базе мы могли бы проводить литературные гостиные или иные встречи культурно-просветительского характера. Так, для студентов ростовских вузов в Донской православной библиотеке «София» был уже проведен ряд встреч, посвященный Всемирному дню книги, Дню детской книги.

Деятельность студенческих объединений, досуговая сфера

Наконец, нужно сказать об участии Церкви в досуговой сфере жизни студентов, в деятельности студенческих организаций. Жизнь современного человека, особенно молодого, в значительной степени проходит в информационной среде. Часто от того, что молодой человек или девушка увидят на экране кинотеатра, или услышат в какой-нибудь популярной радиопередаче, или прочтут в глянцевом журнале, — зависит, ни много ни мало, их дальнейшее мировоззрение, поступки, ценностные ориентиры, в конце концов, вся жизнь. Наша задача — сделать эту средy более благоприятной для интеллектуального и нравственного развития молодого человека. Конкретно это означает, в частности, включение видеоматериалов, фотоотчетов религиозно-культурного, культурно-просветительского и образовательного содержания в информационные порталы университетов, студенческие печатные органы, теле- и радиовещательные структуры университетов. Начало подобной работы уже положено во взаимодействии с многими высшими учебными заведениями. Это позволит студенческой молодежи теснее познакомиться с основами традиционной религиозной культуры страны.

Для того, чтобы данное направление работы было более эффективным и действенным, необходимо наладить тесное сотрудничество между медийными структурами епархии и редакционными советами вузовских СМИ, председателями университетских информационных структур.

Культурно-значимой формой организации досуга является также организация совместных экскурсионных поездок по историческим объектам Ростовской области религиозного характера (храмы, монастыри). Проведение подобных поездок позволит российским и иностранным студентам теснее познакомиться с религиозной культурой страны, ознакомит с историей региона.

Весь комплекс данных мер осуществим только при полном понимания того, что без подобных действий мы не просто рискуем получить очередное «потерянное поколение», но и закладываем бомбу замедленного действия под стабильное существование всего нашего общества, государства, цивилизации.

Заканчивая свое выступление, хочу выразить уверенность в том, что наша совместная деятельность в пространстве учебы, социальной деятельности и досуговой сфере послужит нравственному оздоровлению студенческой молодежи, а также будущему нашего края и Отечества.

Благодарю за внимание.