ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита  Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии
20 Апреля 2014 158

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО

МЕРКУРИЯ

ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ,

БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ

РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

Всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

Словами торжественного и преисполненного радости приветствия обращаюсь ныне к каждому из вас:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха Господня – величайшее событие в истории человечества. Неслучайно церковные гимнотворцы именуют его Праздником праздников и Торжеством торжеств. Но назвать этот день праздником, пусть даже самым большим, слишком мало. Пасха неизмеримо важнее любого земного праздника и значимее любого события. Воскресение Христа из мертвых имеет универсальный, вселенский характер, ибо Его плоды даруются всем без исключения, Его радость касается каждого.

Воскресением Христа из мертвых, по мысли святителя Григория Богослова, «все человечество получило надежду на спасение, вся Вселенная познала победу над смертью, вся тварь обрела дыхание новой жизни». В «Слове огласительном во святой и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения» святитель Иоанн Златоуст говорит, что Своим Восстанием от гроба Господь разрушил державу ада, попрал смерть и освободил человека от рабства греху. Вместе с пророком Осией и апостолом Павлом святитель восклицает: «Смерть! где твое жало? Ад, где твоя победа?» (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55).

Сотворенный по образу и подобию Божию, человек изначально был призван Творцом к вечному бытию в величии царского достоинства. Святитель Иоанн поясняет это так: «Если ты хочешь узнать, что такое человек, не поднимай глаз к престолам царей, а воззри к престолу Божию, и ты увидишь там сидящего одесную Бога, одесную Славы, Человека Иисуса Христа».

Ослушавшись Творца и отпав от Источника вечной жизни, человек неминуемо оказался во власти греха, страстей и смерти. «Всякий, делающий грех, есть раб греха», – говорит Господь (Ин. 8, 34). И на протяжении многих веков никто не мог преодолеть это порабощение, скорбь и трагедию всего человечества.

С Воскресением Спасителя род человеческий освобождается от власти тления, во Христе обретает подлинную духовную свободу – свободу от рабства греху, страстям и смерти. Плоды этой всепобеждающей Пасхи Господь дает вкусить каждому. Однако истинная свобода невозможна без нашего приобщения к плодам Искупления. Поэтому апостол Павел призывает: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1).

Но как сегодня человечеством воспринимается дарованная Творцом свобода? Как оно реализует это божественное право быть свободным? Вопрос понимания свободы – один из важнейших вопросов цивилизации, ответ на который во многом определяет ее судьбу.

В истории немало примеров того, как ошибочно трактуемая свобода приводит к вседозволенности, бесчинству и буйству страстей. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13), – предупреждает нас апостол Павел. Христианская свобода не рождается на баррикадах или в ожесточенном противостоянии личностей или целых народов. История свидетельствует, что за очередной революционной химерой неминуемо следует очередное рабство. Эти ошибки уже стоили человечеству миллионов жизней, приводили государства к политической дестабилизации, а гражданские общества к серьезному социально-экономическому и духовному кризису.

Путь к обретению настоящей свободы определяет только Тот, Кто Сам может ее даровать. Об этом мы можем прочитать в Евангелии: «Если пребудете в слове Моем – познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32).

Такой Истиной является Сам Господь и Спаситель, Который, отвечая на просьбу сыновей Зеведеевых, заповедал: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служaщий» (Лк. 22, 26); «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35); «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Таким образом, в обществе свобода реализует себя не с помощью власти, богатства и силы, а путем аскезы, личного самоограничения и жертвенного служения ближнему.

В этом году мы торжественно отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского – великого святого земли русской. Церковь прославляет его как неустанного молитвенника и ходатая перед Богом за нашу страну. Именно преподобный Сергий в судьбоносное для Отечества время в значительной степени способствовал объединению древнерусского общества, помог нашим предкам преодолеть политические и иные разногласия и сплотиться ради освобождения от многолетнего ига. Преподобный Сергий был для народа, властей и воинства примером святой жизни, жертвенности и самоограничения. Перед кротким голосом его смирения утихали политические распри, благодаря ему принимались решения, на века определившие вектор культурного и духовного развития нашей страны. Жизнь преподобного Сергия – яркий и убедительный пример того, как человек уже здесь, на земле, может обрести подлинную духовную свободу, которую даровал человеческому роду Воскресший Спаситель.

Апостол Павел замечательно сформулировал для каждого из нас, что есть настоящая свобода: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17), – ибо где нет дыхания этого Духа, где нет места Богу, там нет ни подлинной свободы, ни справедливости, ни равенства, ни братства.

Потому Церковь призывает нас войти в радость Пасхи и обрести полноту жизни во Христе, Который снисшел в преисподняя земли и сокрушил вереи вечныя, даровав нам истинную духовную свободу.

Молитвенно желаю вам, дорогие мои, необоримой, подлинной и радостной свободы в Воскресшем Спасителе, преходящей с нами из жизни сей в жизнь будущего века!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2014 год

Ростов-на-Дону