Слово по окончании Литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Неделю 12-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
15 сентября 2013 787

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, приветствую с воскресным днем, а причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангельское повествование святого апостола и евангелиста Матфея о том, как некий молодой достаточно состоятельный человек, интересующийся вопросами спасения, подошел к Господу. Он задал Ему вопрос, который мы часто себе задаем: „Господи, что мне сделать, чтобы спастись?“. И Господь на вопрос юноши дает ответ о том, что нужно делать, перечисляя Заповеди Божии. Юноша, смущенный таким ответом, говорит, что все это он исполняет с самой своей юности. И тогда Господь указывает на то, что мешает молодому человеку чистым сердцем воспринимать Бога. Он говорит ему о богатстве, об имении, которое он имел. Священное Писание не указывает нам, каким способом это имение было приобретено. Но Господь говорит, что юноше следует избавиться от этого богатства, и это дает некий намек на то, что, возможно, оно было приобретено неправедным путем – может быть, даже в результате тяжбы с родителями, – а также на то, что оно всецело поглощает мысли этого молодого человека, мешая ему сосредоточиться на вопросах действительно важных – вопросах спасения. В вопросе юноши, который он адресует Господу, кроется непонимание спасения – спасения, как милости Божией, проявления Любви Божией, Божественного снисхождения и заботы о человеке. Потому юноша и задает вопрос: «Что нужно сделать?», как бы открывая, что каким-то делом – пусть даже самым благородным и великим – он может спасти свою душу. А ведь и многие из нас думают то же самое: если мы будем давать милостыню – то спасемся; если будем поститься, молиться, служить другим людям, жертвовать на храмы – спасемся… Получается, дело нашего спасения – это торг с Господом: чем больше мы делаем, отдаем материальных благ и даже духовных сил, тем более возрастает вероятность нашего спасения. Но сколько бы добрых дел мы не делали, какой бы благотворительностью не занимались, мы никогда не заработаем свое спасение, если не будет проявлена к нам милость Божья: если Господь не помилует нас, если не покроет Своей Любовью все наши грехи и беззакония. И потому Господь подводит этого юношу к осознанию того, что не деньгами, не внешним проявлением своих качеств человек может получить спасение, но единственно милостью Божьей. А препятствовать человеку получить спасение может все, что его окружает, в том числе и его богатство.

На воскресных беседах мы не раз касались того вопроса, мешает ли богатство человеку, является ли оно препятствием, невозможностью вхождения в Жизнь Вечную. По большому счету, богатство, конечно, не может быть препятствием вхождения в Жизнь Вечную, но оно делает это вхождение очень затруднительным. И путь служения богатству – очень духовно опасный путь. Потому что когда человек приобретает состояние, скапливает много денег, у него складывается неправильное впечатление о происходящем в мире. И прежде всего, такой человек думает, что он в состоянии решить все вопросы, потому что у него для этого есть все финансовые возможности. Он думает о том, что еще немного заработает, накопит богатств – и жизнь его будет счастливой. И так проходят дни его жизни… А в какой-то определенный момент, как говорят в народе, «какая-то шестеренка в жизни ломается». И деньги уже не помогают, купить на них людей, которые окружают человека, невозможно. И лежат они пустым грузом и ничем не могут помочь человеку. Страшно представить, что человек всю жизнь, все силы своей души тратил на то, чтобы это приобрести, чтобы стяжать, скопить, преумножить. И вот из-за какой-то маленькой «шестеренки» рушится все и человек остается совершенно неприспособленный, опустошенный, духовно не готовый к тем вызовам, которые ему предлагает жизнь. Именно поэтому Господь и говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Богатство – это не обязательно миллионы, не только вещественное состояние, которое наживает человек. Человек может прилепиться своим сердцем к чему-то или к кому-то , почитая это основным богатством своей жизни. И здесь также возможно крушение этих неправильных жизненных восприятий. Потому так важно нам помнить, что дело спасения состоит в том, чтобы мы сердцем своим не прилеплялись к внешнему, но Бога искали.

Вернемся к вопросу юноши о Жизни Вечной. Ведь она есть не только бесконечность во временном понимании этого слова – это не та жизнь, которая без конца. Жизнь Вечная – это жизнь с Богом, жизнь в Боге, это раскрытие в себе тех божественных качеств, которые должны быть раскрыты в каждом из нас через нашу жизнь. Это и есть Вечность. Только тогда человек будет жить в Вечности, когда он будет уподобляться Господу, когда он будет обоженным, т.е. Бог будет говорить и проявлять Себя в этом человеке. Потому Жизнь Вечная не покупается и не продается. Она не зарабатывается только добрыми делами по принципу «ты – мне, я – тебе». Жизнь Вечная, спасение даруется человеку Господом – через Его Любовь и милосердие. Именно потому сегодняшнее Евангелие и заканчивается словами: «Человеку это невозможно, Богу – всё возможно» – особенно тогда, когда человек открывает свое сердце Ему и Господь начинает действовать в человеческой жизни. Аминь. С праздником всех вас! С наступившим церковным новолетием!».