Слово перед началом общего говения духовенства Ростовской епархии в пятницу пятой седмицы Великого поста в Войсковом кафедральном соборе Вознесения Господня г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом общего говения духовенства Ростовской епархии в пятницу пятой седмицы Великого поста в Войсковом кафедральном соборе Вознесения Господня г. Новочеркасска
4 апреля 2014 893

«Дорогие отцы, братья и сестры, Церковь предлагает нам добрый обычай — общее говение накануне дней Святой Пасхи. Это великое духовное делание, соединение с Господом Святыми Таинствами в дни, предшествующие Страстной неделе и Светлому Христову Воскресению.

Эту неделю мы живем, вспоминая преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, стараясь перелистывать страницы его великой духовной книги – «Лествицы». Лествица – это образ деятельного добродетельного восхождения человека к Небу. Человек, который даже не читал эту книгу, но видел образ преподобного Иоанна Лествичника, который изображается с лестницей, от земли до Неба, знает, как сложно человеку бывает подняться до высшей ступени добродетели, как трудно ему достигнуть совершенства. На этой иконе мы видим, как часто люди падают с той или иной ступени вниз, как духи злобы увлекают в пучину адову. Этот образ есть отображение нашей жизни: даже прилагая огромные силы и достигая той или иной добродетели, став на ступень – очень сложно на ней удержаться. Падения бывают не только с первых ступеней, когда человек еще духовно неопытен, но и с высоких, когда кажется, что человек уже достиг образа добродетельного жития – и вдруг он падает, и падение его еще более страшно.

Здесь мы должны обязательно задать себе вопрос: а что же совлекает человека с этих ступеней добродетельной жизни? И еще один вопрос: что может помочь человеку удержаться на ступени и перейти к следующей?

Как бы нам ни казалось это смешным, но такие духовные язвы, как тщеславие и самомнение, не позволяют человеку сохранить состояние добродетельности, приобретаемое через огромные труды. Каждый из нас, кто хоть что-то в жизни сделал доброе, знает, что всегда внутри возникает некий горделивый помысел. Сначала возникает чувство радости от созданного доброго дела, а потом возникает другое – человек хвалит себя, преувеличивает сделанное им, приписывает заслуги от совершения того или иного дела только самому себе, своему разуму, силе. В этот момент человек теряет чувство духовной рассудительности, духовной бдительности, и, еще нетвердо став на ступени добродетели, не укоренившись в ней, человек забывает о том, кто действительно является подателем всяческих благ. Как бы сказали в народе, начинается головокружение от успехов, из-за которого человек не может удержаться на ступени, не может укорениться в добродетели и падает вниз.

Святые отцы говорят, что тщеславие есть мать всякого греха, первый заводной механизм для всякого падения.

А что же помогает человеку удержаться на ступени добродетели? Как видим, одних человеческих сил недостаточно, как бы ни противостоял человек грехам и соблазнам, он никогда не сможет избавиться от духовного яда, проникающего в сердце. Одних сил человеческих не хватает не только для того, чтоб удержаться в добродетели и продолжить идти по этому пути, но даже, чтоб не допустить греховный помысел, чтобы не было этого головокружения. В этом может помочь только Господь.

Каким же образом? Господь простирает руку помощи человеку, посылает ему ангелов Своих. Посылает для того, чтобы у человека была альтернатива тому, что предлагают силы злобы.

Такое осознание Божественной помощи помогает человеку принять такие слова Господа: «Ты мог это сделать потому что Я тебе помог, потому что ты надеялся на меня, потому что Я был рядом с тобой, твоих сил не хватило бы, чтобы противостоять всему тому, что окружает тебя». Открывается духовное видение, когда человек начинает видеть, сколько зла, коварства и соблазнов окружает его. Так, приобретая мать всяких добродетелей – смирение – человек духовно укрепляется, понимая, что все, что он делает в своей жизни, было бы несовершенно, стремилось бы к разрушению, если бы в делах не укреплял его Господь.

Потому всякая добродетель, которая совершается нами, не есть наша заслуга, но результат нашего стремления к Богу и огромной силы помощи Божией, которую мы называем благодатью Святого Духа. Так размышляя о жизни, человек приходит к такому состоянию, которое называется трезвление духовное.

Таким образом должен оценивать жизнь не только мирянин, но и священник, и архиерей. Особенно тот человек, который поставлен волею Божией управлять, духовно управлять. Это самая сложная наука – управить духовную жизнь человека. Потому что сам пресвитер или архиерей находится в этом соблазне, вступает в борьбу, не может преодолеть искушений. Кто же может положить предел падению вниз? Предел такой есть. Это предел изменения, который мы называем покаянием, когда человек, осознавая свои немощи, понимая, откуда они происходят, открывает Богу свои грехи, повергая свою греховность к Его стопам, не приукрашивая себя ничем. Это должно обязательно происходить, это такая, своего рода, духовная «диспансеризация». Тогда врач душ человеческих Господь и Спаситель Иисус Христос, видя и слыша все, что мы говорим, начинает нас лечить. Лечить при помощи особой силы Своей, которую мы называем благодатью Божией. Происходит духовное исцеление, духовное пробуждение, начинается духовное трезвение. Мы трезво начинаем воспринимать реалии жизни, и внешней и духовной, и, укрепляясь силой Божией, начинаем, пусть и медленное, но достаточно уверенное восхождение по лестнице, которая ведет нас к Небу.

Потому, дорогие мои братья и сестры, нам всем надлежит совершить исповедование своих грехов, своих немощей, принести Богу раскаяние в том, что мы неправильно сделали, открыть свое сердце и сказать: «Господи, исцели меня, действуй во мне, дай мне Твои духовные силы, которые бы восполнили мои человеческие немощи, примири меня с Твоей святой Церковью, потому что далее жить, как я жил, не могу». Видя такую открытость человеческого сердца и искренность покаяния, Бог мгновенно откликается на нашу молитву. Мир и любовь поселяются в человеческом сердце, и принимаемые нами святые Таины Тела и Крови Христовой укрепляют нас. Это есть подлинное утверждение на лествице добродетельного жития. Чем более мы открываем Богу свою душу, чем более тщательно мы проводим эту духовную «диагностику», тем более правильной, духовно цельной становится наша жизнь.

Сегодня день, когда все пастыри Ростовской епархии собрались в этом древнем благолепном соборе Вознесения Господня с одним желанием – испросить прощения друг у друга и помощи Божией, причастившись Святых Христовых Таин. Прежде всего, я прошу всех вас простить меня за все, чем виновен перед вами. Помолимся, чтобы Господь даровал нам искреннее покаяние, прощение и отпущение грехов, соединил нас в Церкви Своей Святой Соборной и Апостольской и не лишил нас, но преизобильно даровал благодать Святого Духа, получаемую нами в Таинстве Святого Причащения».