Слово по окончании Божественной литургии в четверг Страстной Седмицы в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в четверг Страстной Седмицы в Ростовском кафедральном соборе
17 апреля 2014 530

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Приветствую вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, с Великим
Четвергом!

В этот день мы вспоминаем установление Таинства Божественной Евхаристии, когда на Тайной вечере после умовения ног Господь и Спаситель наш Иисус Христос преподал хлеб и вино, а под их образом истинное Тело Свое и истинную Кровь Свою ученикам Своим, дав им заповедь совершать эту вечерю, положить это единственным непреложным залогом единства с Господом и Спасителем. Потому каждый, кто причащается Святых Христовых Тайн, становится общником Тайной вечери, становится сопричастным Телу и Крови Христовой, самому Богу. Потому так важно каждому человеку стараться как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.

В этот день Церковь также вспоминает и предательство Иуды, самый страшный грех. Но если мы прочитаем в Священном Писании историю предательства, мы не поймем, для чего нужно было Иуде предавать Господа. Разве Господа и так не знали первосвященники и старейшины, которые имели на него злобу? Разве нужно было еще что-то ? Господь сам говорил: «Я посреди церкви, синагог, посреди народа проповедовал». Все Его знали прекрасно, он не скрывался ни в каких потаенных местах, чтобы нужно было проходить какими-то тайными тропами и указать, где находится Спаситель. Уже воины пришли в Гефсиманский сад, уже знали где, уже знали кто, а Иуда все равно делает свое дело. Он подходит и лицемерно целует Спасителя, говоря «Радуйся, Учитель». Даже после слов Спасителя: «Совершай то скорее, для чего ты пришел», — как бы обращенных к голосу его совести, к разуму, Иуда не может уже воспротивиться овладевшему им злу.

Некоторые еретические учения в первые века христианства говорили о том, что миссия Иуды была спасительной. Если бы Иуда не предал Христа, то не было бы и страданий, не было бы и Воскресения. Всё это ересь. Если бы Иуда не совершил этот грех, то и не понес бы этого тяжелого наказания. Безусловно, Бог всемогущий, всеведущий знает, что каждый из нас может делать. Но, по слову святителя Феофана Затворника, Он никогда не вынуждает человека к добродетели, не заставляет делать добро и не может попустительствовать злу. Человек сам свободной волей выбирает тот поступок, который он считает нужным сделать. Поэтому за каждый наш грех, за каждую нашу провинность от самой мельчайшей до таких страшных грехов, как предательство, мы несем полноту ответственности своей.

Мы вспоминаем сегодня Иудин грех, когда тот предал своего Учителя, от которого имел все: и благословение, и благодатную силу, и возможность исцелять и врачевать, и проповедь. Был человек, который приобщился на Тайной вечере этой Божественной силы Самого Христа, стал сопричастным Ему. Он отказывается от своего Учителя. Из-за чего? Из-за какой-то малой выгоды, кажущейся ему большой.

Поминая сегодня этот грех Иудин, надо вспомнить каждому себя и свою собственную жизнь. Не было ли этого Иудиного греха у нас? Не предавали ли мы Господа? Не отказывались ли от Него? Не стыдились ли назвать себя христианами, будучи крещеными? Не стыдились ли пройти мимо храма и осенить себя крестным знаменем в присутствии других людей, чтобы не подумали о нас, что мы какие-то ненормальные и отсталые, отщепенцы этого общества? Может быть, мы стыдились одевать знамение Христа Господнего – крест Христов нательный, который дан нам при крещении? Может быть, мы его снимали, лицемерно показывая, что это для нас не есть самое главное? Может быть, мы отказывались от призыва Церкви приступить к Таинству Святой Евхаристии под видом каких-либо причин? Ведь это все тоже пахнет грехом Иудиным. Говорю это не для того, чтобы привести в ужас и оцепенение вас, а для того, чтобы каждый из нас мог выбрать путь, по которому идти дальше: по которому пошел Иуда-предатель, дошедший до глубины отчаяния, порвал с Богом окончательно, совершив еще более тяжкий и бесповоротный грех – самоубийство, или, может быть, осознав свои согрешения, подобно апостолу Петру, оплакивать и надеяться на милость Божию, и знать, что милосердие Божие будет явлено на каждом грешнике кающемся.

Об этом мы с вами должны помнить, дорогие друзья, братья и сестры, и никогда не забывать, что грех Иудин всегда рядом с нами. В малом, не так, как Иуда, может быть, мы целуем Господа, просто иногда глаза опускаем, когда должны свидетельствовать, молчим, когда должны говорить, не обличаем, когда должны обличать. Помните о том, что Бог богатый в милости к нам, дает эту милость каждому из нас. Но по своим поступкам мы понесем достойное наказание. Прежде всего, от первого судьи – своей совести, сами на себя навлекаем позор, поношение и последствие греха.

В этот день причастников поздравляю с принятием Христовых Таин. Радуюсь вместе с вами, дорогие мои, что Господь сподобил вас быть сопричастными этому великому Таинству в этот святой и памятный день для Церкви. Как можно чаще приступайте к Святым Таинам, причащайтесь, не бойтесь, пусть никакого не будет препятствия и смущения, помните о том, что Бог, победивший смерть, может победить и грех нашей жизни. И нет греха, который бы превзошел милосердие Божие.

С дерзновением, со страхом и любовью всегда стремитесь к Чаше Христовой, которая и есть источник нашей жизни. Аминь».