«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец ректор, приветствую сердечно вас, а в вашем лице всех начальствующих, учащих и, конечно, учащихся, сослужащую братию, прихожан – с этим знаменательным днем. Наверно, неслучайно мы сегодня выпускной акт начали молитвой, совершили Божественную Евхаристию, потому что жизнь христианина должна быть христоцентричной. Все должно быть вокруг Христа, Он должен быть в центре нашей жизни, и поэтому даже такой, может быть, формальный акт, как получение дипломов о том, что выпускники, слушатели прошли курс обучения в духовных школах, он связан, прежде всего, с благодарением Господу, с надеждой и упованием на Его милость, а в дальнейшем – и свидетельством нерушимого единства нашего с Церковью во Христе Иисусе Господе нашем.
Сегодня мы слышали за Божественной литургией Евангелие, в котором очень часто Господь, обращаясь к ученикам, апостолам, к народу говорил: «Не бойтесь!». Вот это слово очень актуально для нашего времени, потому что при всех свободах, которые мы сегодня имеем, при всех возможностях, которые предлагает нам мир, при всем огромном кругозоре, который, как правило, присутствует в нашей жизни, нас одолевают страхи. Вот попробуйте обратиться к человеку, который обладает властью и капиталом, и сказать ему, что завтра государственный строй может поменяться. Вы увидите, что произойдет с этим человеком: паника его охватит. Мы не говорим о тех обстояниях, которые присутствуют в жизни, – внешних обстояниях, – когда мир между народами и в обществе, это очень хрупкое, весьма зыбкое понятие, которое некоторые пытаются раскачать. Поэтому страхи в той или иной степени нас одолевают, но это страхи, которые касаются человека светского, секулярного, а что же в Церкви?.. В Церкви тоже все непросто, я это знаю как архипастырь, когда посылаю священнослужителей в приходы выполнить то или иное послушание Церкви, создать ту или иную общину, потрудиться в том или ином храме. Я очень редко встречаю в пастырях яркую решимость исполнить дело. Если не страх, то сомнения чаще всего одолевают человеческое сердце. Может быть, природе человеческой и свойственно сомневаться и бояться, но это природа плотская, это природа не духовная. Духовной природе, которая исполнена благодати Святого Духа, страх не должен быть присущ. Почему? Да потому что Бог в нашей жизни! Кто может нас одолеть? Что может измениться, если сама Вечность наполняет нашу жизнь?! Вот эти категории Вечности обязательно должны присутствовать, как некие особые критерии, в нашей жизни. Если мы, духовные, как говорит апостол, начинаем измерять свою жизнь категориями временного бытия, удобства или неудобства, сытости или несытости или какими-то другими категориями, значит, мы далеки от Бога, значит, вера наша слаба, значит, мы не в состоянии ничего делать, потому что мы будем исполнены только страхом. И это далеко не страх Божий. Страх Божий порождает любовь, благоговение, желание служить Богу и людям. Это страх утерять Любовь Божию. А страх мира сего порождает нерешимость, он приводит человека в оцепенение, он парализует его волю, расслабляет его ум.
И потому Господь сегодня, обращаясь к нам, к тем, кто выходит на свое служение в разных ипостасях: кто, как будущие священнослужители, кто, как руководители казачьего воинства, кто, как те люди, которые будут работать с мирянами, возвещая им Истины Божественные через научение катехизису и основам духовной жизни, – Господь говорит: «Не бойтесь, Я с вами!». Совершайте свое служение истово, особенно это касается пастырей. Пусть не смущается ваше сердце. Приступайте не с дерзостью, но с дерзновением, благоговейно к тому великому служению, на которое Господь вас призвал. Нет выше служения на земле. Это величайшее служение, величайшая радость, это полнота человеческого счастья – стоять у Престола Божия с воздетыми руками, как говорит великий святой литургист, «о наших гресех и о людских неведениях». Воздевать руки и знать, что Бог тебя слышит и подает просимое, — это прекрасный опыт жизни, к которому сегодня вы призываетесь.
Для меня сегодня особая радость приветствовать наше всечестное казачество, атаманов, которые первыми показали пример верности Церкви в изучении основ православной веры, потому что казачество без Православия – это пустой звук. Если в военном человеке нет внутреннего нравственного стержня, он не способен к боевым действиям, он будет деморализован. Если мы говорим о казачестве, то этот внутренний нравственный стержень, на котором все основывается, – это святая православная вера, не суеверия, не привычка, но вера осознанная, искренняя, вера живая. И вот когда эта вера в наших сердцах возгорается, тогда устраивает Бог и нашу жизнь, наше служение – второе служение воинское после священнического служения. Поэтому приветствую вас, господа атаманы, благодарю вас за вашу решимость. Пусть благодать Божия помогает вам в вашем служении. Передавайте те знания, которые вы сегодня получили, учите людей вере и словом, и, конечно, примером своим.
Я сегодня приветствую всех выпускников наших богословских курсов, которые, отрешившись от привычек мира сего, решили узнать о вере и о Церкви намного больше. Я думаю, что эти знания, которые вы получили здесь, в стенах семинарии, будут не только для вас полезны, но и для тех людей, которые будут рядом с вами. Помните Слово Божие, которое передал апостол: «Горе мне, если я не благовествую». Получить знания и сохранить их в себе – это значит быть подобным тому человеку, который имеет таланты, которому Бог дал талант, но он не пустил его в дело, он не востребован, потому спрос с нас будет великий — Господь будет спрашивать.
Я хотел бы поблагодарить сегодня вас отец-ректор, профессорско-преподавательскую корпорацию нашей духовной школы, а также регентского класса, который развивается. Я хотел бы поблагодарить вас за те труды, которые вы несете. Если раньше,