Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в храме св. прав. Богоотец Иоакима и Анны г. Ростова

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии  Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в храме св. прав. Богоотец Иоакима и Анны г. Ростова
25 Февраля 2015 553

«Первая седмица Великого поста кажется очень сложной, в течение которой с помощью молитвословий и укрепляемыми тайнами Христовыми нам предстоит перестроить свою духовную жизнь, начиная, конечно, с внешнего ее благоустройства, приводя в порядок мысли, чувства, тонкие духовные переживания. Мы стремимся к этому и внешне, поскольку все в организме человека взаимосвязано: и душа, и тело. Поэтому, чтобы плод трудов духовных нашей души был благородным, мы совершаем такой подвиг, как воздержание пищи, как более длительные молитвы, как преклонение своих колен. Во время этого подвига, во время этих трудов мы не можем исходить только из своих сил, потому что даже первые 3 дня Великого поста показывают нам, насколько мы немощны, слабы, подвержены различным влияниям окружающего нас мира, какие противоречия переживаем мы внутри себя. Совершая пост, не вкушая пищи, вдруг возникает помысел: «Для чего вообще это надо?». Мы понимаем, что сами не способны ничего изменить в себе. Вот через это понимание Церковь предлагает нам великого помощника, которого в каноне прп. Андрея Критского мы называем помощником и покровителем. Кто же этот помощник? Это Сам Иисус Христос. И потому весь подвиг поста, говения, молитвы, исповеди, глубокой работы над собой, переосмысление своей жизни, — все это венцом своим имеет причащение святых Христовых Таин. И даже в дни седмиц, когда во вторник, понедельник и четверг не совершаются Литургии, Церковь предлагает нам возможность укрепить наши духовные и телесные силы, приобщившись Преждеосвященных Даров, дабы силы наши не иссякли в пути, их укрепляла сила Божия, сила самого Господа нашего и спасителя Иисуса Христа. Потому пост – это не просто времяпровождение в диетических трудах, когда мы воздерживаемся от той или иной пищи, а это, прежде всего, говение, это Исповедь и причащение Святых Христовых Таин.

Исторически, может быть, как-то выросло в России, что достаточно перед Великим постом 1 раз причащаться, а то некоторые говорили, — и в год. А чем же в остальное время должен заниматься христианин, как не стремлением ко Господу? Если мы с такой легкостью отказываемся от Причастия, то какой тогда смысл нашей христианской жизни? И потому, напутствуя Вас сегодня, в середине первой недели Великого поста, говорю Вам: как можно чаще причащайтесь. Как только будет у Вас возможность исповедаться и говеть, как только время предоставится – в течение седмицы приходите и причащайтесь, не говоря уже о днях субботных и воскресных. Вы почувствуете во время этого подвига постного эти благотворные изменения, которые Господь через принятие Таин Христовых вносит в нашу жизнь, изменяя ее.

Что же такое – совершение подвига постного? Очень хорошо и правильно было бы привести пример внешний: Вы все ходите здесь, мимо парка, и видите, что там творится, — вот то же самое творится и с душой человека, когда она не принесла покаяние Богу. Все захламлено, все в мусоре, грязи, все неухожено и неблагообразно – вот в таком запущенном состоянии пребывает душа. И только тогда, когда человек находит возможности и силы открыть двери для того, чтобы сила Божественной благодати коснулась нашего сердца, переживаний и чувств. Тогда все приходит: благоустроение и порядок.

Я очень надеюсь, что этот святой храм и наши община в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, в этом храме, в такое короткое время сооруженном трудами народа Божия и отца настоятеля, она будет способствовать тому, что и наш град, и наш народ будут духовно очищаться от всего того мусора, который накапливался и накапливается у нас и в нашей жизни, — мусора духовного, мешающего нам видеть Господа, мешающего достойно принять Его в нашу жизнь».