«В продолжение первых четырех дней Великого поста, когда мы совершаем чтение канона прп. Андрея Критского, мы готовим себя к принятию святых Христовых Таин, иными словами, совершаем говение. В течение нескольких дней мы с вами пытались напомнить себе о тех немощах, которые присутствуют в нашей жизни и тех духовных недостатках, которые есть в нас, и, к сожалению, мы не всегда замечаем или пропускаем за словами Исповеди, когда говорим, что согрешили делом, словом, помышлением. За этими словами иной раз не кроется никакого содержания.
Начиная с Прошеного воскресенья, с воспоминания Адамого изгнания, мы с вами говорили о том, что кроется за пагубным явлением невоздержания. Через невоздержание человек впадает в состояние раздражительности, а через это и гнев, который Бог приравнивает к убийству. Но есть еще нечто, о чем рассуждают святые отцы и что также имеет великую пагубу для нашего спасения. Святые отцы сказали так: «Гнев осещает человеческую душу, проходит и оставляет ее. А есть нечто, что делает ее хуже хищного зверя. Это есть злопомние.».
Так часто бывает, когда нас
Не послабление в пище, не кусок мяса, который некоторые могут себе позволить или в трудах съесть, — не это разделяет человека. Не кусок хлеба, а злоба, гнев, помноженный на человеческую память, — вот это и есть стена, которая не дает душе видеть света Божиего. Ничего эта душа не произрастит доброго, потому что не может произрастать семя без солнечного света, без тепла, без любви – не может ничего произрасти доброго.
И потому сегодня, когда мы совершаем наши покаянные молитвы, просим Господа о том, чтобы Он был милостив к нам, грешным, то должны напомнить себе о том, что и мы должны быть милостивыми друг к другу. Мы должны вспомнить, что Господь непременным условием нашего спасения ставит наше собственное поведение по отношению к другим людям. И вам проститься, если вы будете милостивы; и к вам Бог будет милостив, если вы не будете помнить прегрешения других людей по отношению к себе, то и Бог не будет помнить грехов ваших.
И потому, дорогие мои братья и сестры, когда мы пойдем к Исповеди, когда мы будем приступать к святым Таинствам, — внимательно посмотрим на свою жизнь. Ни помним ли мы зла на кого, не посетил ли нашу жизнь грех злопомния. Если таковое есть, то примиримся и попросим у Бога прощения и у ближнего своего. Аминь».