Слово по окончании великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста в Ростовском соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста в Ростовском соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы
26 февраля 2015 723

«В продолжение первых четырех дней Великого поста, когда мы совершаем чтение канона прп. Андрея Критского, мы готовим себя к принятию святых Христовых Таин, иными словами, совершаем говение. В течение нескольких дней мы с вами пытались напомнить себе о тех немощах, которые присутствуют в нашей жизни и тех духовных недостатках, которые есть в нас, и, к сожалению, мы не всегда замечаем или пропускаем за словами Исповеди, когда говорим, что согрешили делом, словом, помышлением. За этими словами иной раз не кроется никакого содержания.

Начиная с Прошеного воскресенья, с воспоминания Адамого изгнания, мы с вами говорили о том, что кроется за пагубным явлением невоздержания. Через невоздержание человек впадает в состояние раздражительности, а через это и гнев, который Бог приравнивает к убийству. Но есть еще нечто, о чем рассуждают святые отцы и что также имеет великую пагубу для нашего спасения. Святые отцы сказали так: «Гнев осещает человеческую душу, проходит и оставляет ее. А есть нечто, что делает ее хуже хищного зверя. Это есть злопомние.».

Так часто бывает, когда нас кто-то обижает, кажется, что мы сохраняем внешнее спокойствие и благоприличие, не позволяя раздражительности даже или гневу посещать нас. Внешне человек соблюдает спокойствие, не проявляя никаким образом своего нерасположения к другим людям. Но что-то в глазах таких людей меняется. Что-то вспыхивает, некий огонь, который человек не в состоянии скрыть, ведь глаза – это зеркало души, они отражают то, что внутри человека. Человек запоминает эту обиду. Он не пытается избавиться от нее, а складывает все в своем сердце. А как известно, сердце в сердце христианина нет места ничему постороннему. Это дом Божий. Значит, в доме Божием, где подобает быть Богу, кроется человеческая злоба. Мы знаем, кто есть отец зла. Священное Писание говорит нам, что отец зла – есть диавол. Значит, полагая злобу на другого человека в своем сердце, мы превращаем дом Божий в пристанище диавола. Потом, вопрошая о помощи Божией, не перестаем удивляться, почему же Господь не помогает нам. Где этот Бог, к которому мы взываем? Почему не приходит к нам на помощь? Как же Бог может приходить к нам на помощь, пребывать в нашей жизни, если в месте его пребывания – в человеческом сердце – воцарился диавол? Святые отцы, говоря об этом грехе, говорят о том, что, если человек злопомный молится, то он уподабливается сеятелю, который вышел на каменистую площадь сеять семена и ждет после этого урожая. Вот так и молитвы человека, который в сердце своем сохраняет зло на другого- она бесплодна. И потому Господь, поучая нас молиться и служить Богу, говорит:» Если ты несешь дар твой к жертвеннику и вдруг вспомнил, что на тебя имеет кто-то или ты имеешь на кого-то нечто злое в сердце своем – оставь дар, пойди, примирись с человеком, изгони злобу из своего сердца, убери то, что действительно удаляет человека от Бога и то, что разделяет человека с Богом, как непреодолимая стена.

Не послабление в пище, не кусок мяса, который некоторые могут себе позволить или в трудах съесть, — не это разделяет человека. Не кусок хлеба, а злоба, гнев, помноженный на человеческую память, — вот это и есть стена, которая не дает душе видеть света Божиего. Ничего эта душа не произрастит доброго, потому что не может произрастать семя без солнечного света, без тепла, без любви – не может ничего произрасти доброго.

И потому сегодня, когда мы совершаем наши покаянные молитвы, просим Господа о том, чтобы Он был милостив к нам, грешным, то должны напомнить себе о том, что и мы должны быть милостивыми друг к другу. Мы должны вспомнить, что Господь непременным условием нашего спасения ставит наше собственное поведение по отношению к другим людям. И вам проститься, если вы будете милостивы; и к вам Бог будет милостив, если вы не будете помнить прегрешения других людей по отношению к себе, то и Бог не будет помнить грехов ваших.

И потому, дорогие мои братья и сестры, когда мы пойдем к Исповеди, когда мы будем приступать к святым Таинствам, — внимательно посмотрим на свою жизнь. Ни помним ли мы зла на кого, не посетил ли нашу жизнь грех злопомния. Если таковое есть, то примиримся и попросим у Бога прощения и у ближнего своего. Аминь».