Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. мч. Иоанна Воина

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. мч. Иоанна Воина
27 февраля 2015 1640

«Приветствую Вас с окончанием первой седмицы Великого поста, седмицы очень сложной, в которой мы только начинаем путь нашего говения, путь к Светлому Христову Воскресению через труд, покаяние исправление своей жизни. В течение этих дней и дней, которые предстояли подвигу Великого поста в неделях подготовительных, в своем слове, обращенном к народу Божиему, Церковь говорит о том, что невкушение или вкушение пищи не приближает и не удаляет нас от Бога. То, что мы подразумеваем под постом как только воздержание пищи, — не есть пост, но есть средство поста, без которого и духовное делание невозможно. К сожалению, в наши дни случается часто так, что мы соблюдаем лишь пост внешний не вкушая той или иной пищи, одеваясь в темные одежды, глаза потупляем, становимся благонравными и благоутишными, и часто задаем себе вопрос: «А что же меняется у нас в жизни, кроме образа внешнего, который мы представляем миру? Меняется ли что-то внутри самих нас?» Если меняется – благо, слава Богу, потому что происходит, действительно, то духовное очищение, которое и преследует пост. Если очищение только внешнее, то это фарисейство и лукавство перед Господом и перед людьми. Всегда говоря о том, что внешнее – не есть самое главное, в сегодняшнее время мы, наоборот, напоминаем, что и внешнее – важно наряду с нашим внутренним.

Мы вспоминаем сегодня св. мученика Федора Тирона, который пострадал в начале 4го века. Будучи человеком военным, принесшим присягу своему государю, должен был беспрекословно повиноваться всем его приказам. Но, будучи христианином, не повиновался приказу принести жертву идолам. Не в какой форме не воспринял это, хотя многие поступали, боясь страшных казней и зверств, которые совершали язычники над христианами. Некоторые выкупали себе разрешительные грамоты, что, якобы, они принесли эту жертву; а некоторые просто тихо шли и клали кусочек фимиама перед изображением истукана, молча, ничего не говорив, засвидетельствовали свое почтение идолу, получая разрешение на продолжение безмятежной жизни, а потом каялись в Церкви. Ведь эти явления тоже свойственны для нашей жизни. Единственное, что не свойственно нам, это то, что за наше исповедание Христа не расстреливают, не мучают, не гонят. Федор Тирон не принес жертву идолам, он готов был служить государю, но не готов был служить так, чтобы отрицать в своей жизни Бога, Бога истинного. Поэтому Федор Тирон был жестоко замучен, по приказу императора он был сожжен.

Прошло несколько десятилетий после его кончины, его мученических страданий, и при Юлиане отступнике, зная, что большая часть государства является христианами, и что идут дни постные, лукавый император решил оскорбить чувства христиан, повелев тайно на рынках, где христиане покупали для себя пищу, тайно окропить все идоложертвенной кровью, то есть обычные продукты сделать сакральными, принесенными в жертву, чтобы христиане, вольно или невольно, но осквернились в этот пост. Епископу Церкви Евдоксию во сне является св. мч. Федор и говорит: «Не покупайте ничего на торжищах, ибо это скверно пред Господом. Все, что есть в ваших домах, тем и питайтесь: варите семена, которые у вас есть. И вот христиане все дни, в которые повелел св.мч. Федор, не ходили на рынки и не приобретали никаких продуктов, но питались тем, что у них было: семенами, отваривая их и добавляя приправы. В память об этом событии мы сегодня совершаем освящение колива, в память о том, как святой мученик проявил свое молитвенное заступление, не попустив христианам оскверниться. Мы совершаем это освящение не только в память, но и для нашего назидания – как важно не оскверниться.

Но многие ведь скажут: «А что апостол Павел говорит?» Пьем ли, едим ли иное ли что творим – все творим во славу Божию. И нет для христианина ничего скверного. Не может быть принятого никакого идоложертвенного яства как оскверняющего христианскую жизнь, потому что идолов нет.

Святые отцы, рассуждая об этом, приводят такой пример. Паисий Святогорец говорит: «Если приходит монах за трапезу, и трапеза уготована, и стоят постом яства, в том числе мясные и скоромные, он садится и вкушает, дабы не оскорбить ни хозяев, ни тех, кто предлагает пищу». Но если кто скажет: «Что же ты делаешь в пост? Это же мясо?» — «Простите меня, я не знал, что это мясо. Но если вы говорите, что это мясо, то не буду есть».

Вот в этом примере святого старца, который он предлагает для нашего поучения, мы видим отношение христианина к тому, что действительно скверно или не скверно в нашей жизни. И об этом тоже говорит святой апостол: «Если это искушает брата моего, то вовек не вкушу». Потому пища, и само отношение к ней, является либо искусительным или соблазнительным для других людей, либо не представляющим для них никакого интереса, потому что их жизнь и мысли обращены к большему – к Господу.

Безусловно, человек не должен, руководствуясь этими мыслями, постом, искать в ястве утешении, но не должен и отказываться от пищи, которую предлагают. Это не является сутью нашего поста. Но, если, глядя на то, как христиане вкушают скоромную пищу, другие люди, зная о том, что идет пост, искушаются, — об этом говорит святой апостол Павел: «Не вкушу вовек, дабы не соблазнить брата своего».

Внешнее является не столь уж безобидным для нас. Древние люди говорили, что внешняя форма содержание бережет. Все, что внешнее — оно подчеркивает наше внутреннее. Именно поэтому Церковь, в сегодняшние дни вспоминая явление христианской общине святого мученика Федора Тирона напоминает нам: берегитесь потерять внешнее. В этом тоже есть соблазн большой – впасть в те согрешения, которых мы уже даже не видим и не понимаем. Это соблазн дней последних, когда человек уже может оправдать все: всякое беззаконие и всякую неправду, которая происходит в жизни, говоря о том, что он внутренне, говоря сердцем своим, предстоит Богу. Вот это ложь и лукавство.

Человек, который сердцем своим Богу предстоит, никогда не позволит себе проявлений внешних, неблагоразумных и соблазняющих. Это касается всякого делания, о котором мы с Вами знаем и с которым сталкиваемся во время дней постных. Это и зрением когда согрешаем, видя вещи неподобные, и слуху услаждаем, и так далее.

Сегодня, в самом осмыслении подвига поста, Церковь ставит некую логическую точку, некое завершение, указывая всем нам на то, что в постном поприще и постных трудах необходимо все совокупно и разумно сочетать в себе: и внешнее, дабы не искушать других и самим не впасть в искушение; и внутреннее, то, что не принадлежит человеку, а Богу – наше сердце, которое должно быть очищаемо покаянными молитвами и сокрушением сердечным. Пусть в этом делании постном да поможет нам Господь по молитвам святого мученика Федора Тирона. Аминь».