Слово перед началом крестного хода, Пасхальной заутрени и Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в праздник Светлого Христова Воскресения

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом крестного хода, Пасхальной заутрени и Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в праздник Светлого Христова Воскресения
12 апреля 2015 634

«В эту святую и спасительную ночь мы собрались в святых храмах всей нашей Земли, чтобы прославить воскресшего Господа.

Это свидетельство о Воскресении Христовом доносят до нас первоисточники. Одним из этих первоисточников является Евангелие от Матфея — одного из учеников Господа и Спасителя, одного из 12 апостолов, который в 42 году по Рождестве Христове, для вновь образованной церкви в Палестине записал все то, что он видел и слышал, чему свидетелем он сам был. Это тот исторический источник, не доверять которому невозможно. Апостол и Евангелист доносит до нас следующее повествование: «Рано утром, в день субботний, жены-мироносицы, которые вместе с апостолом шли за Господом, чтобы оплакать погребенного учителя,. Они шли ночью, во тьме, на могилу оклеветанного и преданного преступника, которого большинство жителей Иерусалима таковым и считали. Они даже знали, что около гроба стоит стража, приставленная специально для того, чтобы никто не похитил Его тело. Но несмотря на страх ночи и страх преследования великая любовь к учителю влекла этих женщин к гробу. Единственный вопрос, который волновал их, это вопрос: кто же отварит камень от дверей гроба. Этот камень, как говорит апостол и евангелист Матфей, был действительно весьма велик. Погребение его совершалось таким образом, чтобы для специально уготованного камня вырывался перед пещерой ров, в который этот камень подставлялся и, конечно, женщины не смогли бы никогда сдвинуть его с места. Но удивительное дело: подойдя ко гробу, они не находят ни стражи, ни запечатанного гроба: отвален камень, и на камне сидит ангел, который говорит им, что Его нет среди мертвых, он воскрес.

Святой апостол и евангелист Матфей передает нам, что эти женщины как бы обмерли, такой ужас на них напал. Они шли, чтобы оплакивать смерть, а увидели жизнь. И естественно, никакой камень и никакая стража, и никакие другие преграды не смогли сдержать этой силы Божественной энергии, которая воздвигла Господа от мертвых. Потому и камень был отвален, потому и свет был во гробе.

Безусловно, через такое количество времени от самого исторического факта Воскресения Господа из мертвых мы не сможем проникнуть в саму тайну Воскресения. Как это произошло? Каким образом? Да или нужно нам проникать в эти тайны? Для нас важно другое: как эта тайна Воскресения, открытая женам-мироносицам, стала не тайной, а явным событием всемирной истории. Сколько было различных философских течений и учений, сколько было направлений политической жизни, государственных строев, приходили хорошие правители, а потом уходили, расцвет сменялся упадком, объединялись государства в империи, империи разрушались, а слово о воскресшем Господе никогда не исчезало у людей.

Почему же это происходило? Да потому, что тайну воскресения Христова, живость воскресшего Господа — как древние люди, так и мы сейчас- чувствуем в своей жизни. Иногда бывают такие случаи, когда родители теряют своих детей или, может быть, своих родственников, — проходят годы, иногда десятилетия, и уже все забыли об этом человеке и даже перестали оплакивать его, но его мать или жена не одевают траур и говорят, что этот человек жив вопреки всем логическим доводам, вопреки течению времени, вопреки той боли, которая в ее сердце. Они уверены, что этот человек жив.

Тоже самое является и с тайной Воскресения Христова: мы не были свидетелями этого Воскресения, мы не стояли у дверей Его гроба, мы даже не общались с Его учениками или с учениками его учеников. Но если каждого из нас спросит, Воскрес ли Христос, то каждый из нас скажет: «Да, Воистину Воскрес, потому что я это знаю. Я не просто в это верю, я в этом уверен, потому что я чувствую его живым в своей жизни. Живым и действующим».

И потому Воскресение Христово, Пасха Господня это не только дань исторической и культурной традиции, это не только наша религиозная идентификация среди других народов, — это ожившая тайна нашей веры, это живое свидетельство нашего общего Воскресения, это правда нашей жизни.

«А если Господь не воскрес?» — спросят другие. На эти слова отвечает святой апостол Павел:» Тогда зачем наша вера, наша жизнь? Все напрасно. Потому что вся наша жизнь обретает смысл и содержание только тогда, когда есть Божественное присутствие в этом мире. Если его нет, если человек не чувствует его, не воспринимает, не видит в своей жизни – это уже не жизнь, а это умирание, медленное и гнусное схождение в могилу, чтобы уйти из бытия в небытие.

Пример Воскресения Христова, явление Воскресшего Господа – даже само слово воскрешает человека к жизни, дает ему надежду и силы, веру и возможность любить тогда, когда кругом все ненавидят.

И потому сегодняшняя наша молитва – не есть историческое воспоминание, а живое свидетельство Воскресения Господа из мертвых.

Мы с вами пойдем крестным ходом с зажженными свечами и будем вспоминать то, как шли жены-мироносицы, мы будем вспоминать в своем сердце, пройдем за несколько шагов десятки и сотни лет священной истории и дай Бог, чтобы это шествие приблизило нас к тайне Воскресения Господа, открыло для нас эту тайну, сделало нас сопричастным этой великой тайне.

Я всем вас, дорогие мои братья и сестры, поздравляю с грядущим праздником Христова Воскресения! Пусть воскресший Господь благословит вас, ваших близких, ваши семьи, и нашу дорогу и любимую Россию, о которой наши молитвы и наши упования. С праздником!»