Слово по окончании Литургии в день памяти пророка Илии в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в день памяти пророка Илии в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Ростова-на-Дону
2 августа 2015 620

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сердечно приветствую вас, дорогой отец настоятель, отец благочинный, братья-сослужители, дорогие прихожане с этим воскресным днем! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Всех вас поздравляю с праздником памяти пророка Божия Илии. Пророк Божий Илия подвизался за 9 веков до Рождества Христова. Почти 3 тысячи лет тому назад, и в течение этого времени ветхозаветная Церковь и Церковь Нового завета с особым трепетом и любовью просит молитв святого пророка. Если сказать, что его подвиг и его жизнь проходили почти 3 тысячи лет тому назад, то сложно будет в это поверить, потому что святой пророк кажется нам близким. О чем же это говорит? Это говорит о великой ревности и о великом подвиге пророка, память которого не меркнет в тысячелетиях. Сколь велика память человеческая? Ведь иногда мы не помним ни дедов своих, уж тем более прадедов, забываются их имена, стирается жизнь из памяти человеческой, а вот пророка Божия Церковь почитает, к нему обращается в молитвах. И это свидетельствует о том, коль велика была жизнь и велико служение пророка Божия Илии.

В чем же было его особенное величие? Его величие было в силе духа, которую он противопоставил окружающему его языческому миру. Во тьму язычества был ввержен еврейский народ. Тот народ, который должен был нести в себе память о едином истинном Боге. Народ-богоносец, народ, из которого должен был явиться миру Спаситель этого мира. Этот народ забыл о Боге и погрузился во тьму язычества. Из жития святого пророка Божия Илии мы узнаем о том, как Илия посрамил жрецов Ваала при нечестивом царе Ахаве. Мы видим, какова была его ревность, ради его молитвы Господь на три года заключил небо. Ни одна капля влаги не падала на землю. Голод и бедствие терпел народ. Читая об этом знамении Божием по молитве пророка Илии, мы иной раз даже ужасаемся этому, неужели пророк был настолько жестоким, что, глядя на бедствия народа, он не стал милосердствовать о нем? Но, как просил Господа, так и прошли три года в бедствиях и страданиях людей. Но не молитва пророка и не его жестокость повергли людей израильских в пучину этих бедствий, в пучину зла, скорби, стонов и в пучину гнева Божия. Вверг народ сам себя, отойдя от Бога, уклонившись от правых путей, начиная совершать свое служение истуканам лживым, поклоняясь силам природы, обожествляя страсти человеческие. Кто был Ваал, которому поклоняется израильский народ? Это было такое сборное, если можно сказать, божество, в котором проявлялась сила солнца, сила воздуха, сила природы, который был покровителем человеческих страстей. И вот народ служил этому идолу и потому терпел бедствия, своим поведением, своим образом жизни он преступил установленные единым истинным Богом законы бытия. Мы читаем это повествование в Библии и думаем, сколь слеп был народ, что он этого не видел? А мне бы хотелось сказать сегодня, а что, мы терпим меньше бедствия? У нас нет засух или, может быть, нашествия саранчи или, может быть, отравленных рек и погубленных просторов нашей земли, когда земля вместо плода доброго приносит человеку такой плод, который не только отравляет его жизнь, но вносит генетические изменения в его организм, вызывая тягчайшие болезни. Что это? Это следствие того же самого идолопоклонства, которое, может быть, мы не так ярко ознаменовываем, как народ израильский за 9 веков до пришествия Христова, которое мы привыкли покрывать некой пеленой красивой, вуалируя это, не обозначая ярко. Человек служит своим страстям, своим похотям, не желая и не имея сил переступить через свое собственное я. Уж не говоря о служении Богу, которого мы не видим. Все помрачено эгоизмом, себялюбием, удивительным мнением, что только сегодня жизнь, а завтра ее не будет, потому что меня уже не станет. Сейчас все, а завтра хоть потоп.

Еще не поздно человечеству одуматься и перестать заниматься богоборчеством, перестать заниматься тем, что человеку несвойственно, ибо ему не свойственно разрушать. Бог дал Свое благословение на созидание, на то, чтобы человек заботился о творении Божием, дал благословение на то, чтобы человек поддерживал Божие творение, а не разрушал его. Бог дал свое благословение всем нам думать о нашей жизни и помнить о своем месте в этом космосе, Богом сотворенном. Пребывающий в любви Божией, пребывает с Его благословением на всякое дело, а всякий, Бога отвергающий, образом своего жития наказывает сам себя. Не знаю, если бы жил пророк Божия Илия в сегодняшние дни, насколько бы было заключено небо для нас. Но милость Божия по молитвам новомучеников и исповедников Русской Церкви, по молитвам наших святых угодников Божиих пребывает с нами. Не до конца гневается на нас Господь, но милует, терпит, долготерпит нас, давая нам возможность исправления нашей жизни и покаяния.

И потому, вспоминая сегодня и образ нашей греховной жизни, и возможность исправления, и исторический опыт наказания народа за идолопоклонство, за идолослужение, мы обращаем молитву к пророку Илие: молись за нас усердно Господу, дабы Господь дал и нам хоть часть твоей ревности, твоей веры и твоей молитвы. Да сохранит Господь землю нашу русскую, Отечество наше, народ наш в следовании истине в соответствии с законами, Богом установленными, да дарует мир и благословение Отечеству нашему. святый пророче Божий Илия, моли Бога о нас. С праздником!»