Слово по окончании Литургии в криптовом храме в честь Сорока Севастийских мучеников

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в криптовом храме в честь Сорока Севастийских мучеников
12 августа 2015 531

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, отец благочинный, братья, прихожане, приветствую Вас с престольным праздником.

Я, прежде всего, хотел бы поблагодарить Вас, отец Валерий, за те слова добрые, которые Вы сказали в мой адрес, пытаясь перечислить какие-то вехи приходской, церковной жизни, с которыми я соприкасаюсь, к которым имею некоторое отношение. Но все то, что я сегодня услышал от Вас, явилось для меня не словом похвалы и благодарности, а явилось лишь очередным напоминанием того, чему еще предстоит уделить много времени и сил. За сие напоминание Вас сердечно благодарю.

Сегодня за Литургией в Евангелие Господь говорит своим ученикам удивительные слова: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня – обретет ее». А вот если спросить, а кто же из нас не хочет спасти свою душу, и что значит «спасать свою душу»?. Господь вторым своим предложением, вторым своим повествованием открывает, что спасение души, жизнь вечная возможна только тогда, когда все, что совершает человек в жизни, делается во славу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И принятый крест своей жизни, и страдания, и болезни, и, может быть, человеческая слава и власть, и возможности добрых дел, — всё это, что свойственно нам, должны принимать, как благословение Божие, а не как производную от своих собственных мыслей, чувств и переживаний.
Современный человек часто задается вопросом: «Как обрести цельность своей жизни? Некоторые люди даже говорят: „Я проживаю чужую жизнь, я не могу себя найти в этой жизни“. Когда человек говорит так, удобно было бы, наверное, напомнить ему и сказать: «Друже, не там ищешь!». Нельзя найти жизнь там, где ее нет. Нельзя найти жизнь в пустых развлечениях, богатстве, желании и стремлении сделать лучше свою жизнь, свою карьеру, улучшить только материальное состояние. В этом нельзя найти себя, и жизнь свидетельствует нам об этом. Сколько бы человек не стремился к этому, ему все мало и мало. И в конечном итоге, сколько бы он ни набрал в своей жизни, итог один и тот же: умер и все богатство, и все, к чему стремился, осталось – за гроб ничего не взял.

И, наоборот, человек, который полагает душу свою в Боге как в источнике жизни, источнике вдохновения, дающему силы служить для других людей, человек обретает полноту счастья, обретает жизнь здесь. Потому что он знает, ради чего живет, он чувствует, что Бог рядом с ним, что Господь помогает ему, что Он дает ему силы, он видит, как возрождаются другие люди, он видит радость в глазах других людей. Может быть, это будет только один человек в жизни, которому другой может помочь, но насколько это радостно, мы будем считать, что жизнь не напрасно прожили, если кому-то помогли, если кому-то сделали лучше. И если в основании этого стремления жить лучше, жить для других людей, не лежит вера в Бога, и нет помощи Божией, тогда, можно сказать, это делание является пустым и бесцельным.

И для чего тогда заботиться о других и жить для других, если не прославляется через это Имя сплочающего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа? Потому обретение целостности человека напрямую зависит от того, насколько он полагает в основание своей жизни нравственный закон Божий, веру в Бога. И для меня сегодня особенно приятно обратить эти слова к Вам, отец настоятель, и к вашей братии, и к вашему приходу, которые, считаю, правильное целеполагание в жизни обрели. И ради своей веры в Господа, с благоговением приняв жизненный свой крест, пытаются делать все от них зависящее для других людей. Это и строительство храма, и воспитание детей, и оказание помощи словом и делом людям в больнице находящимся, это забота о престарелых, и многие других направления жизни, подлинной жизни этой общины. Даже само созидание храма Божия, столь сложное в наше время, ведется тщательно, планомерно, спокойно, с уверенностью, что Бог никогда не оставит. И мы видим, Бог не оставляет. И я радуюсь тому, что Господь сподобил меня помолиться вместе с вами и на стилобатной плите храма, и на перекрытии этого храма, и здесь, уже в самом храме, образом своим напоминающим древние катакомбы, памяти Сорока мучеников Севастийских, где мы, надеюсь, особенно усердно будем молиться в дни святой Четыредесятницы. Все это свидетельство присутствия Бога в жизни этой маленькой церковной общины, которая, я уверен, будет разрастаться от силы в силу. Да поможет нам всем Господь на этом пути жизненном, встретив единожды Бога, обрести себя, обрести смысл своей жизни, здесь на земле, и обрести жизнь в вечности. Аминь.