Слово по окончании Литургии в храме Азовской иконы Божией Матери г. Азова 28 февраля 2016 года

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в храме Азовской иконы Божией Матери г. Азова 28 февраля 2016 года
29 февраля 2016 561

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, всечестные отцы, господин атаман, казаки, братья и сестры! С радостью сегодня вместе с вами совершил молитву, Таинство Евхаристии.

Сегодняшняя неделя в Церкви именуется неделей о блудном сыне. Это вторая неделя, которая готовит к евангельским чтениям и размышлениям христиан и началу Великого поста. Если в прошлое воскресенье мы говорили о том, как правильно молиться и какое чувство вкладываать в молитву, что она должна быть со смирением, кротостью, но не с гордостью, то сегодня Господь предлагает нам еще одну притчу. Ее мы именуем притчей о блудном сыне. Если вчитаться в ее текст, то правильно было бы называть притчей о милосердном отце. Я думаю, что эту евангельскую притчу все хорошо знают, но все-таки попробую еще раз ее напомнить.

В неком семействе у отца было двое сыновей. Младший, достигнут совершенного возраста, совершенно справедливо испросил почитающуюся часть имения. Она бы и так ему досталась, может, даже не после смерти, но при жизни, ведь иудейский закон позволял это. Но младший сын с дерзостью просит, требует причитающуюся ему часть. Отец по закону ее отдает. Этот юноша, получив часть состояния отца, удаляется в другую страну, потому что не находит себе места и утешения рядом с родительским домом, а уходит в страну далекую, в какую-то мечту, в которой живут и наши современники.

Придя в эту страну, он живет весело и богато. Почему? Да потому что есть деньги, много друзей и подруг, он веселиться, ликует, радуется. Все у него хорошо, но до одного момента – когда закончились деньги. Оказалось так, что в чужой стране без денег-то он и не нужен никому: ни друзьям, ни той стране, ни своим подружкам. Он остался совершенно один настолько, что ему даже нечего было есть. И он как иудей, человек правоверный, вынужден был, чтобы сохранить себе жизнь, найти хоть какое-то пропитание, устроиться к иноплеменнику пасти свиное стадо. Самое нечистое животное почиталось у иудеев. А он не только пасет это стадо, но и ест вместе с ними. Как бы сказали у нас в народе: опустился до свиного уровня, стал как последнее животное. Что же происходит с этим человеком? Ведь тогда, когда он просил имение у отца, у него была возможность вместе с отцом жить, но он выбрал путь самостоятельности, свободы и независимости. И сейчас у него было 2 пути: остаться вместе со свиньями, вести этот образ жизни, закончить дни свои, как заканчивали многие-многие другие известные в этой стране люди. Но что-то проснулось в сердце этого юноши, и он решил вернуться в отеческий дом: «Пойду я к отцу своему, упаду на колени и скажу: прости меня. Я перед небом согрешил и перед тобой. Я даже недостоин называться сыном твоим. Но хоть как раба, как наемника прими меня, потому что они жили лучше, чем я сейчас живу». И что же мы видим? Мы видим то, что когда он приближается к дому, он еще и слов сказать своих не успел, а отец выходит навстречу, обнимает его, одевает, возлагает перси и дает обувь, то есть возвращает все достоинство, которое некогда утерял. Не сказав ни слова, он меняет все свои лохмотья на человеческую одежду. Но взяв это, не оставляет намерения, опускается перед отцом на колени и произносит те слова, которые должен был произнести. А отец утешенный говорит: «У меня не было сына, и вот он воскрес, и потому радость великая». Потому что этот человек пришел возвратиться не только в дом отца, он обновился духовно, понял суть своей ошибки, встал на другой путь. Это покаяние, изменение своей жизни. Вот точно также как и этот отец – ждет нас Господь. Ждет того, чтобы мы в сердце своем подумали, что нужно вернуться туда, откуда ушли. Ушли от богообщения, с правильного пути, ушли от правильного осмысления жизни. Ведь о чем только не думают наши современники. Состоятельные люди говорят, что нужно бежать из страны. Почему бежать? Воздух плохой, места мало, народ плохой? Не хватает вольности, вседозволенности. А что такое вседозволенность? Это следствие внутреннего духовного распада, который мы называем нравственной деградацией личности, когда то, что Бог вложил в человеческую душу — пределами веры не удерживается, оно как песочный замок рассыпается. Было дано этому человеку много, и все рассыпалось, он весь уже руина духовная, он растекается в разные стороны, не знает, куда кинуться вместе со своими капиталами. Там, в далекой стране, мы можем свидетельствовать об этом: те люди никогда не найдут счастье, потому что не нужны там. Или нужны до тех пор, пока у них есть деньги в кармане. Включите телевизор и увидите десятки таких людей. Страшно и больно говорить о том состоянии, которое они испытывают. Они – изгои в своем Отечестве, они абсолютно никому не нужны в другой стране. Конечно, есть путь возвращения вот так, как у этого юноши. Ведь чтобы сказать так, надо иметь внутреннюю духовную силу, которая должна родителями быть воспитана и вложена в человеческое сердце. Может быть, она была помраченной, забытой, оступился человек. Но основы духовной силы были у него. Если бы не было этих духовных сил, то он никогда не произнес бы эти слова, и тем более, никогда бы не пошел в сторону отца своего – гордость и тщеславие никогда не позволили бы ему. Мы знаем тоже много примеров, когда люди от гордости и тщеславия тоже уходили из этой жизни, заканчивали жизнь в голоде и нищете, не возвращаясь к истокам.

Эта притча, сказанная Господом на основе той жизни, которую Он видел. Слово Божие вне времени и пространства, Оно обращено ко всем людям и к каждому из нас. В состоянии ли мы найти в себе силы великие, богатые, малые и бедные, чтобы вернуться к тому состоянию, к которому нас призвал Иисус Христос в Таинстве Святого Крещения? К тому состоянию духовного мира, которое определяется присутствием человека рядом с Богом, или, правильнее сказать, присутствие Бога в человеческой жизни. Мир, спокойствие и уверенность есть в человеческой жизни, потому что верующий знает, что Бог, сотворивший его для счастья, больше никогда не покинет. И никакие испытания не позволят разрушить этой Божией любви. Но они в состоянии сделать нас более стойкими, выносливыми, и даже в этих обстоятельствах жизни обрести счастье и подлинную свободу.

Мы часто вспоминаем святых новомучеников и исповедников Российских, русских людей, которые пострадали в годы страшных гонений. Мы молитвой вспоминаем их подвиг, исповедание и стояние в вере, когда мы перелистываем страницы их страшных мучений при допросах НКВД, или, может быть, в далеких ссылках, на рудниках, тяжелых работах.Что люди говорили? Вслушаемся в эти свидетельства. Они говорили, что не было большего счастья, потому что так близко Бога никогда не чувствовали в своей жизни. Разве только скорби, болезни, гонения приближают человека к Богу? А наш праведный Павел Таганрогский? Пример его жизни? На Архиерейском соборе в феврале состоялось общецерковное прославление святого старца Павла. С благодарением Господа радуемся этому, потому что ныне не только Донская земля похваляется подвигам старца Павла, но его чествует вся Вселенская Православная Церковь, не только русская, но и другие Поместные Церкви. Ибо имя старца Павла по всему миру прославляется. Что прославляет дворянина, который раздал свое имущество и ушел странствовать? Мы прославляем подвиг простого человека, не преподобного, монаха-аскета, мученика, князя, блаженного и юродивого. Мы прославляем обычного человека, которые также, как и мы ходил, работал, получал зарплату и благотворил другим людям, но при этом нес подвиг молитвы. Бог, видя его добродетельное житие, прославил его даром прозорливости, чудотворения и помощи другим людям. И когда мы говорим, возможно ли святое житие в наше время, то давайте вспомним святого праведного Павла Таганрогского, который показал нам образ этой жизни. Эта святость образа жизни возможна и в одиночестве, как старец Павел жил, в христианской общине или семье. Быть близким к Богу возможно везде, было бы сердце расположено к этому. И пусть Слово Божие будет для нас спасительным семенем, которое зародит в нас благие мысли, из которых будут рождаться благие дела».