«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, всечестные отцы, господин атаман, казаки, братья и сестры! С радостью сегодня вместе с вами совершил молитву, Таинство Евхаристии.
Сегодняшняя неделя в Церкви именуется неделей о блудном сыне. Это вторая неделя, которая готовит к евангельским чтениям и размышлениям христиан и началу Великого поста. Если в прошлое воскресенье мы говорили о том, как правильно молиться и какое чувство вкладываать в молитву, что она должна быть со смирением, кротостью, но не с гордостью, то сегодня Господь предлагает нам еще одну притчу. Ее мы именуем притчей о блудном сыне. Если вчитаться в ее текст, то правильно было бы называть притчей о милосердном отце. Я думаю, что эту евангельскую притчу все хорошо знают, но все-таки попробую еще раз ее напомнить.
В неком семействе у отца было двое сыновей. Младший, достигнут совершенного возраста, совершенно справедливо испросил почитающуюся часть имения. Она бы и так ему досталась, может, даже не после смерти, но при жизни, ведь иудейский закон позволял это. Но младший сын с дерзостью просит, требует причитающуюся ему часть. Отец по закону ее отдает. Этот юноша, получив часть состояния отца, удаляется в другую страну, потому что не находит себе места и утешения рядом с родительским домом, а уходит в страну далекую, в какую-то мечту, в которой живут и наши современники.
Придя в эту страну, он живет весело и богато. Почему? Да потому что есть деньги, много друзей и подруг, он веселиться, ликует, радуется. Все у него хорошо, но до одного момента – когда закончились деньги. Оказалось так, что в чужой стране без денег-то он и не нужен никому: ни друзьям, ни той стране, ни своим подружкам. Он остался совершенно один настолько, что ему даже нечего было есть. И он как иудей, человек правоверный, вынужден был, чтобы сохранить себе жизнь, найти хоть какое-то пропитание, устроиться к иноплеменнику пасти свиное стадо. Самое нечистое животное почиталось у иудеев. А он не только пасет это стадо, но и ест вместе с ними. Как бы сказали у нас в народе: опустился до свиного уровня, стал как последнее животное. Что же происходит с этим человеком? Ведь тогда, когда он просил имение у отца, у него была возможность вместе с отцом жить, но он выбрал путь самостоятельности, свободы и независимости. И сейчас у него было 2 пути: остаться вместе со свиньями, вести этот образ жизни, закончить дни свои, как заканчивали многие-многие другие известные в этой стране люди. Но
Эта притча, сказанная Господом на основе той жизни, которую Он видел. Слово Божие вне времени и пространства, Оно обращено ко всем людям и к каждому из нас. В состоянии ли мы найти в себе силы великие, богатые, малые и бедные, чтобы вернуться к тому состоянию, к которому нас призвал Иисус Христос в Таинстве Святого Крещения? К тому состоянию духовного мира, которое определяется присутствием человека рядом с Богом, или, правильнее сказать, присутствие Бога в человеческой жизни. Мир, спокойствие и уверенность есть в человеческой жизни, потому что верующий знает, что Бог, сотворивший его для счастья, больше никогда не покинет. И никакие испытания не позволят разрушить этой Божией любви. Но они в состоянии сделать нас более стойкими, выносливыми, и даже в этих обстоятельствах жизни обрести счастье и подлинную свободу.
Мы часто вспоминаем святых новомучеников и исповедников Российских, русских людей, которые пострадали в годы страшных гонений. Мы молитвой вспоминаем их подвиг, исповедание и стояние в вере, когда мы перелистываем страницы их страшных мучений при допросах НКВД, или, может быть, в далеких ссылках, на рудниках, тяжелых работах.Что люди говорили? Вслушаемся в эти свидетельства. Они говорили, что не было большего счастья, потому что так близко Бога никогда не чувствовали в своей жизни. Разве только скорби, болезни, гонения приближают человека к Богу? А наш праведный Павел Таганрогский? Пример его жизни? На Архиерейском соборе в феврале состоялось общецерковное прославление святого старца Павла. С благодарением Господа радуемся этому, потому что ныне не только Донская земля похваляется подвигам старца Павла, но его чествует вся Вселенская Православная Церковь, не только русская, но и другие Поместные Церкви. Ибо имя старца Павла по всему миру прославляется. Что прославляет дворянина, который раздал свое имущество и ушел странствовать? Мы прославляем подвиг простого человека, не преподобного, монаха-аскета, мученика, князя, блаженного и юродивого. Мы прославляем обычного человека, которые также, как и мы ходил, работал, получал зарплату и благотворил другим людям, но при этом нес подвиг молитвы. Бог, видя его добродетельное житие, прославил его даром прозорливости, чудотворения и помощи другим людям. И когда мы говорим, возможно ли святое житие в наше время, то давайте вспомним святого праведного Павла Таганрогского, который показал нам образ этой жизни. Эта святость образа жизни возможна и в одиночестве, как старец Павел жил, в христианской общине или семье. Быть близким к Богу возможно везде, было бы сердце расположено к этому. И пусть Слово Божие будет для нас спасительным семенем, которое зародит в нас благие мысли, из которых будут рождаться благие дела».