Слово по окончании Великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборном храме

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборном храме
16 марта 2016 608

«Время постное призывает нас к покаянию. Мы знаем, что само слово „покаяние“ есть не что иное, как «изменение». Не может каяться человек, не изменяясь, не исправляясь. С чего же должен начать христианин покаяние, изменение своей жизни? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться вглубь Священной истории и посмотреть, откуда началось греховное падение людей. А началось оно с того, что человек в раю услышал голос диавола и, прельщенный ложью, отпал от Богообщения. Именно поэтому диавол именуется отцом лжи, отцом всякой неправды. Именно поэтому и начало всякой неправды в нашей жизни полагается во лжи, ибо, как праотцы, человек также прельщается умом и сердцем и начинает обманывать сначала себя, затем тех, кто рядом, а потом и Бога.

Неужели так трудно жить в правде? Для чего человеку лгать? Если мы посмотрим на людские отношения, то увидим, что человек, как правило, говорит неправду для того, чтобы получить какую-то мнимую выгоду. Однако очень дорога цена этой мнимой выгоды: это все равно, что сказать: «Возьми это, оно холодное», а человек берет и обжигает руку, потому что горячее. Или сказать: «Доверься этому человеку, ты можешь пройти с ним всю свою жизнь беспрепятственно, спокойно, это опора для тебя», а он в самое первое мгновение предает. Таких примеров, когда один человек обманывает другого, можно привести множество. А зачем же человеку самого себя обманывать? Какую выгоду он может приобрести? И в чем состоит обман?

В раю праотцы Адам и Ева поверили лукавому демону, обещавшему, что они будут как боги. Сегодня человек уверяет себя в том, что он есть почти что Бог, и не обязательно потому что у него в руках деньги, власть, оружие или достижения науки. Страшно сказать, но иногда человек обманывает себя в своем собственном православии, в том, что он – приверженец Единой Соборной и Апостольской Церкви, в том, что он непогрешимо живет, в том, что он – единственное мерило для других людей, достиг такого духовного состояния, что может спасать окружающих.

Этот духовный обман очень опасен, потому что человек не видит в своей жизни неправды, греха, и куда бы ни ступал – попадает в яму, и за что бы ни брался – обжигается. В конечном итоге опыт подобного самообмана приводит человека к духовной инвалидности: он становится настолько духовно больным, что, как сказано в каноне Андрея Критского, «и несть уже душе врача, который исцелил бы тебя».

Но есть одно средство, которое может исцелить эти болезни, — исповедь. Исповедь – это, прежде всего, размышление о своей жизни, когда человек соизмеряет ее с заповедями Божиими, пытается понять, насколько его жизнь соответствует или не соответствует тому учению, которое оставил Господь Иисус Христос, тому пути, которым Он нам заповедал идти, тому примеру, который Он явил в Своей земной жизни. Совершая такое сравнение, размышляя, читая Священное Писание, творения святых отцов, жития святых, прибегая к молитве в Церкви, человек обязательно придет к выводу о том, что его жизнь несовершенна, и изменить ее своими силами он не может, потому что очень часто закрывал глаза на неправду в своей жизни, ступал там, где не надо, искал того, что не нужно, приобретал не то, что спасительно для души. Осознав это, человек открывает свою душу навстречу Богу, не прячется, как праотцы, не скрывается, не пытается оправдать себя обстоятельствами жизни, а такое часто бывает, особенно на исповеди. Человек говорит, что согрешил тем-то, но были такие-то обстоятельства или такие-то люди, подвигшие совершить неправду. Это двойная ложь: мало того, что человек не признает греха за собой, он обвиняет в этом других – воистину диаволу радость. Каждый лжец, обманывающий, прежде всего, себя, есть сын погибели и друг диавола.

Открывая свое праведное или неправедное житие Богу, мы обнажаем перед Ним свою душу, предстаем пред Господом такими, какие мы есть на самом деле, ничем не прикрывая свои болезни. Это было бы глупо делать – прятать свои раны, приходя к Врачу, страдать от того, что мы больны, немощны, и не показывать Ему тех мест на нашем теле, которые уязвлены. Так, открывая себя, как на Страшном суде Божием, человек стоит на исповеди перед Крестом и Евангелием, умоляя Бога о том, чтобы Он принял его таким, какой он есть, и был Тем Врачом, Который исцелил бы его душу.

Я неслучайно говорю эти слова сегодня, в дни первой седмицы Великого поста, потому что каждый из нас готовится в ближайшее время приступить к святым Христовым Таинам, исповедоваться, изобличить свои неправды. Перед Крестом и Евангелием пусть никто из нас не стыдится, не обольщается и не лжет, потому что Бог видит все – все грехи и неправды. Если и здесь мы начнем обманывать, то о каком спасении, о какой жизни вечной со Христом мы можем помышлять?

Слушая канон святого Андрея Критского, совершая земные поклоны с молитвой прошения милости Божией, не будем обманывать себя, особенно готовясь к Таинству Исповеди и Причащения. Пусть не пугает нас то, что мы увидим в своей душе, ибо Врач, исцеляющий нас, Господь и Спаситель Иисус Христос, призывает нас для того, чтобы излечить нас, сделать здравыми, благоразумными и достойными сынами Своими. Аминь»

Подготовила Евгения Фоминова