Слово по окончании Литургии в Успенском храме х. Недвиговка Мясниковского благочиния 10 апреля 2016 года

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Успенском храме х. Недвиговка Мясниковского благочиния 10 апреля 2016 года
10 Апреля 2016 27

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемы представители законодательной и исполнительной власти! Я сердечно всех приветствую с этим воскресным днем.

Совершенно естественно, что воскресный день является для нас праздничным. Праздник этот состоит в том, что мы не впустую проводим свое время, а в той радости, которую имеем, совершая общение друг с другом в молитве у единой Чаши в Церкви Божией, ибо выше этой общности ничего в жизни быть не может. Мы знаем разные собрания и разные места, где люди встречаются: это и рынок, и театр, и другие присутственные места. Но нигде человек не испытывает такой подлинной радости, такого духовного восторга и единения, близости друг ко другу, которое человек испытывает в храме Божием, особенно тогда, когда причащается Святых Христовых Таин, и потому совершенно справедливо назвать этот день — днем нашего общего праздника, радостью нашей общности. Сегодня миллионы людей по лицу нашей Русской Земли испытали эту радость.

Но есть и те, конечно, которые эту радость не испытывают. Не в силу того, что они не способны это сделать, не в силу того, что их кто-то отлучает от этой радости, а в силу человеческой костности. Ведь чтобы что-то понять в своей жизни, что-то принять в нее, — нужно обязательно пройти какой-то испытательный срок в своем бытии. Испытать нечто такое, что человек, пережив, сделает определенные выводы и сможет с точностью сказать последующим поколениям о том, что надлежит делать и как правильно поступать.

Если мы вспомним свою жизнь, жизнь бабушек и дедушек, родителей, которые учили нас и говорили: «Не поступай так, потому что будут такие последствия». Мы часто слушали, но никогда не поступали по их слову, а потом оказывалось, что последствия бывали именно такими.

Безусловно, на других ошибках никто и не учится, но Церковь предлагает нам нечто другое, чего не предлагает окружающий мир: она предлагает положительный опыт жизни. Достаточно вглянуть сейчас в средства массовой информации, и мы увидим одни отрицательные примеры, причем без всяких логических выводов и положительного исхода. Мы видим либо «копание в грязном белье», либо только один порок, либо один грех. Церковь не дает нам таких примеров, она дает нам положительный пример жизни, призывая к тому, чтобы мы не учились на чужих ошибках, не высмеивали чужие пороки, но следовали положительному примеру, предлагая нам для этого совершать память святых угодников Божиих, таких, как преподобный Иоанн Лествичник, и тех, кого вы сегодня поминали за Божественной литургией. Церковь предлагает нам Слово Священного Писания, Слово Божие, обращенное каждому из нас. Слово Божие –это не слово порицания, суда, обличения, а это Слово истины, правды, рука Божия, протянутая к каждому из нас, которая готова извлечь нас из пучин погибели.

Мы сегодня вспоминаем подвижника 6- начала 7 века преподобного Иоанна Лествичника, который жил около Синайской горы, в тесение почти полувека подвизался в аскете и написал замечательную книгу, которая называется «Лествица». Или, в переводе на русский язык, лестница. Что же это за лестница? Это лестница восхождения к Богу, ступени добродетельной жизни. Я не буду пересказывать содержание этой книги, но я думаю, что каждый православный христианин обязательно должен ее почесть. Смысл таков: невозможно из состояния абсолютной бездуховности перейти в состояние глубокого духовного сосредоточения. Этот путь должен быть постоянным, длительным: шаг за шагом, ступень за ступенью, и невозможно их перепрыгивать. Потому что опыт нашей жизни подсказывает, если человек пытается прыгать по лестнице будь то вверх или вниз – он обязательно сорветься. Это должно быть точное, тонко выверенное восхождение. И вот кажется, что человек шаг за шагом, добродетель за добродетелью, приобщаясь к этому восхождению, поднимется на ту высокую ступень, где он наконец-то увидит Царство Божие. А вот сегодняшнее Евангелие говорит нам о другом – о снисхождении Божием: о том, как Господь, спустившись после своего преображения с горы Фаворской. Куда же Он спустился? Он спустился туда, где было сомнение, скорбь, боль, непонимание. Он снизошел к людям и откликнулся на мольбу Отца. А что такое мольба? Мольба-это молитва. Мало того, что мы поднимаемся в силу своих немощных сил по этой лестнице духовного восхождения, но есть и встречное движение Бога, когда Он видит и слышит нас, снисходит, чтобы подать нам Божественную указующую десницу.

В основе этого всего сближения человека и Бога лежит молитва. Без молитвы, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, невозможно никакое духовное совершенствование. И в постное время, которое мы проходим, это тоже время молитвы. Какой же должна быть наша молитва? Об этом можно рассуждать много и долго, но тот человек, который никогда не молился, не знает, сколь молитва тяжела и сколь радостна, когда человек наконец-то обретает Бога. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Пусть ваша молитва не будет многословной, ибо в многословиии путается ваш ум, рассеиваются мысли. Но когда вы читаете молитву, произносите слова, то старайтесь их произносить с глубоким смыслом и содержанием, вкладывая в них все свои мысли и всю душу, все сердце. Если вдруг что-то отозвалось в вас, внутренний голос подсказывает, что это и есть то слово, которое доходит до Бога – повторяйте эти слова. Именно поэтому как пример великой, глубокой и сердечной молитвы Церковь дает пример: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». Вот это и есть та молитва, которая нам необходима. Мы, часто удивляясь и преклоняяясь перед подвигом святых отцов, открываем молитвослов и думаем, что если мы прочтем все, что там написано, то будем готовы и причаститься, и жить достойно, и все в нашей жизни получится. А когда начинаем вычитывать это все, то, может быть, кроме духовного опустошения, ничего не получаем: стоим, как «болванки холодные», и ничего в нашем сердце не трепещет и не согревает. Почему? Да потому что увлекся человек внешней формой, а не внутренним содержанием. Для начинающего человека молитва не должна быть длинной, но она должна быть постоянной, молитвой сердечной, глубокой, которая касается сердца, когда не только ум и уста, но и само сердце возносит Богу прошение. Именно на такую молитву и откликается Господь.

Молитва должна быть сопряжена с верой, потому что молитва без веры ничего не значит. Именно поэтому умаляющего Господа отца, который подошел просить за своего сына, спросил:» Веруешь ли ты? По вере твоей и будет тебе». И вдруг человек понял, что вера его хотя и есть, хотя и он пришел к ученикам, а затем привел своего сына одержимого к Спасителю – он вдруг понял, что вера его недостаточна. Недостаточна для того, чтобы свершилось это чудо, и воскликнул: «Верую! Помоги моему неверию. Дай мне веру, дай мне повод осознания той жизни, в которой моя вера окрепнет, в которой станет уверенностью в реальности Твоего присутствия в моей жизни». Вот если с такой верой человек будет просить, если с такой верой будет творить свои дела, добрые дела в семье, на работе, на каждом месте своего служения, — мы будем видеть чудо Божественной благодати, которая приходит в нашу жизнь и изменяет ее. Мы будем видеть те подвиги, которые невозможно было человеку совершить в силу своей человеческой немощи, недостаточности средств, возможности, чтобы сделать. Но это будет совершаться, потому что совершается не по правилам человеческой логики, но благодатью Святого Духа, который может изменить и изменяет нашу жизнь. Аминь».

Записала Виктория Алтунина