«Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую всех вас с этим радостным субботним днем, в который, по доброй традиции, мы восхваляем Пречистую Богоматерь здесь, в этом замечательном храме в честь иконы Божией Матери „Умиление“. Каждый раз, когда мы совершаем чествование Божией Матери, за Литургией читается, как правило, одно и то же Евангелие — не потому, что мы ничего не знаем о Пречистой Богоматери, а потому что Ее великое служение ко спасению человеческого рода всегда оставалось в тени. Она обладала удивительным качеством никогда не говорить о Себе, не выставлять Себя напоказ. Она просто служила Своему Сыну, Богу, исполняя все то, что Она приняла в Свое сердце.
Пример служения Божией Матери описывает евангелист во время встречи в Вифании Господа Марфой и Марией. Известная своей заботливостью и гостеприимная Марфа трудилась, устала и заметила, что ее сестра Мария сидит рядом с Господом, ничего не делает, просто слушает Его Слова. Она посетовала на это Господу, на что Он ответил ей: «Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Этими словами, этим примером Церковь напоминает нам о том подвиге Божией Матери, который Она совершала во время Своей земной жизни. Она избрала благую часть, которая не отнята от Нее и поныне по Ее великому стоянию у Престола Божиего и молитвам пред Господом за нас. Что же это была за благая часть жизни? Слово «благо» означает счастье, радость, утешение, исполнение всех человеческих чаяний, через которые человек обретает мир сердечный и душевное спокойствие. Мария избрала эту счастливую часть. Давайте посмотрим на то, что же это было за счастье?
В самую первую минуту, как только Она приняла благовестие от Архангела, тут же в человеческом сердце рождается сомнение в ее целомудренности. И даже праведный Иосиф решил отпустить Ее тайно, чтобы не предавать позору. И лишь ангельская рука удержала его от безрассудного и неправильного поступка. А дальше — рождение Богомладенца, в условиях, далеких от совершенства, в пещере на постоялом дворе, затем бегство в Египет, спасаясь от преследований, и скромная жизнь, воспитание Сына наравне с другими детьми, которые были у Иосифа. Вероятно, что и скорби семейные не обошли сердце Пречистой Богоматери, потому что, будучи обручена Иосифу, она знала, как на Ее чадо смотрят другие, в том числе и дети Иосифа. Священное Предание ведь доносит до нас, что когда Иосиф умер и дети стали делить наследство между собой, то Господу никто ничего не дал, сказали, что Он «не нашей семьи сын, не наш родственник». Только Иаков принял Его как брата своего, потому и именуется он братом Божиим по плоти, условно конечно. А позднее было шествие Божией Матери рядом с Ее обреченным на Крестные страдания Сыном, несущим позорное орудие смерти, избитым, осмеянным, Ее страдания у Креста. Что же это за благая часть, что же это за счастье? Разве к этому привыкли мы стремиться, разве такого счастья мы хотим? Но Слово Божие остается всегда неизменным, и если Господь говорит о том, что человек этот счастлив, значит счастье – это совсем не то, что мы себе представляем.
Счастье — это далеко не блага мира сего, не власть, не финансовое благополучие – не все то, о чем мы сейчас говорим так часто. Счастье – это внутренняя глубокая свобода, мир в сердце, а мир в сердце может быть только тогда, когда человек чувствует свое высокое духовное предназначение. Так его чувствовала Пречистая Богоматерь, зная, что по призванию Божию Она приняла благую весть от Господа. Эта благая весть была сопряжена с великой скорбью, но мы можем свидетельствовать, что в этой скорби, муках и терзаниях Господь никогда не покидал Ее, Он всегда был с Ней.
Мы вспоминаем подвиг наших собратьев, новомучеников и исповедников Российских, которые страдали в годы лютых гонений. Кто-то этот подвиг совершал открыто и принимал смерть, а
Может быть,
Приветствую вас, дорогие мои, с этим замечательным днем, в который мы прославляем Пречистую Богоматерь, первой вошедшую в благую радость Господа Своего и ведущую к этой благой части каждую православную душу».