Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Среду Страстной седмицы в храме в честь святой мученицы Татианы при ДГТУ

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Среду Страстной седмицы в храме в честь святой мученицы Татианы при ДГТУ
27 апреля 2016 504

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, отец настоятель, братия-сослужители, досточтимый ректор, дорогие братья и сестры, паломники и прихожане этого святого храма! Всех вас приветствую с днем Великой среды. Наше молитвенное общение далеко от празднования. Мы в этот день единственным торжеством имеем возможность соединиться с Господом в Таинстве Причащения и в молитве, и через это показать свою верность Христу.

Сегодня мы вспоминаем Иудин грех, предательство Иуды. Разве не был он одним из двенадцати апостолов, разве не так же ходил с Господом и проповедовал, разве не присутствовал Иуда при сотворении Господом чудес, разве слово Христа Спасителя не касалось его ушей? Как же произошло предательство?

Часто грехи наши коренятся не во внешних обстоятельствах, а некой занозой, как говорит святитель Феофан Затворник, находятся внутри нашего сердца. Грехом Иуды, который привел к предательству, а затем к отчаянию и самоубийству, была страсть, которая жила в его сердце, — страсть к деньгам и наживе. Святое Евангелие говорит нам о том, что Иуда носил с собой ковчежец, в который подавали люди на пропитание странствующего проповедника Иисуса и Его учеников. Это было то небольшое состояние, которое могло послужить апостолам. Они знали, что Иуда часто запускал руку в этот мешочек, чтобы воспользоваться деньгами, которые не принадлежали ему, не только для братии, но для себя. А поскольку количество этих денег было невелико, а страсть все более и более увеличивалась – он искал все больше и поглощался этой страстью, этой жаждой денег, пытался найти их любыми путями. Когда уже готово было раскрыться все его злодеяние, весь его грех, он решает это перекрыть другим, более отчаянным жестом. Видя, что Учителя его уже ничто не спасет, он решает на этом нажиться, — на жизни Того, Кто дал ему жизнь. Он идет и предлагает предать Спасителя. А что, если бы Иуда не пошел и не предоставил Первосвященникам возможность пленить Господа? Разве не схватили бы Спасителя, разве не был бы Он осужден на смерть, разве не было бы Голгофы? Все это было бы, потому что судьба Иисуса была предрешена. Но Иуда дает еще одну возможность предать Спасителя перед лицом Его врагов. Даже сложно себе представить, с каким омерзением швырнул Синедрион 30 сребреников Иуде. Сложно представить, с каким чувством он брал эти деньги, как прятал их и как подходил к Спасителю и говорил «Радуйся!», целуя Его.

Все знали Христа, не нужно было этого делать, но он это совершил, отрабатывая порок своей жизни. Наконец совесть обличает его. Может быть, так же, как и апостола Петра, который сказал, что не знает Христа.

Что же происходит с Иудой? Грех настолько силен, настолько поглотил его душу, что он отчаивается в милости Божией и печальным финалом заканчивается его жизнь – самоубийством.

Сегодня мы вспоминаем это предательство не только как исторический факт, но как напоминание всем нам, куда в эти дни должен быть обращен взор каждого христианина. А обращен он должен быть в глубины нашего сердца: что там происходит? Какая там есть заноза, которую мы не обличаем перед священником на исповеди, может, пытаемся скрыть ее от самих себя, не прося у Бога прощения? Может быть, это именно та заноза, которая приведет нас к греху Иуды.

Совершенно неслучайно сегодня мы читаем повествование о великом угоднике Божием Иове, о подвиге его жизни, о том, как Господь даровал этому человеку за его благочестие все, но, решив испытать его, попустил диаволу посмеяться над ним, отняв все, что у него было. Одного не дал диаволу Господь – человеческую душу. И вот уже кто только не плюнул на Иова, потерявшего и детей, и семью, и богатство, и достоинство, и здоровье, отверженного людьми. Даже жена ему говорит: «Прокляни Бога и умри». Какие мудрые слова произносит в ответ Иов: «От Того, от Кого принял я благодеяния, Того ли не потерплю скорби?». Часто ли мы можем произнести такие слова в своей жизни, часто ли мы так принимаем скорби от Господа, как принимаем благодеяния? Или, может, в нашем сердце коренится зло, которое парализует духовную жизнь?

Сегодняшнее чтение ветхозаветное и евангельское приводит нас к мысли о необходимости с благодарением Господу терпеть все, что Он нам дает, как сказано в словах акафиста: «Слава Богу за все!». Это приведет человека в состояние духовного равновесия, ничто не сможет его поколебать, потому что он находится на твердом основании, которое есть Христос Спаситель.

Пусть же дни Страстной седмицы, в которые мы следуем за Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, будут для нас временем размышлений над своей жизнью, осознания своей принадлежности Богу и великого благодарения Господу за все Его милости, которые Он дает нам не ради наших правд и добрых дел, но из-за Своей безграничной любви и милосердия к человеческому роду».