Слово по окончании Литургии в праздник Успения Богородицы на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Успения Богородицы на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова
28 августа 2016 506

«Ваше Высокопреподобие и преподобие, досточтимая матушка игумения, уважаемые руководители исполнительной законодательной власти, дорогие Азовчане!

Всех вас приветствую с праздником Успения Пречистой Владычицы Богородицы нашей и Приснодевы Марии! Удивительное сочетание в этих словах – успение и праздник. Как правило, в человеческом восприятии успение или смерть связывается с горем, трагедией, невосполнимой утратой. Почему православные и весь христианский мир почитают Успение Пречистой Богоматери, и в этот день торжествуют и радуются? Ответ очень простой: он кроется в основах нашей веры и состоит в том, что для человека, не знающего Бога, жизнь имеет предел. И потому каждый год, как человек приближается к этому пределу, жизнь его превращается в духовный кошмар, ведь он понимает, что подходит к тому краю, вступив за который опустится в недра земли, и на этом его бытие закончится. Но это – для человека, который не знает, что такое «Бог» и не знает жизни вечной. Это не так для христианина, потому что каждый шаг к тому месту, которое мы назваем могилой, не удаляет человека от жизни, а наоборот, приближает его к вечности. А что есть «вечная жизнь»? Вечная жизнь есть Господь Иисус Христос и пребывание в Боге.

Многие скажут: а кто же может свидельствовать об этом, что есть эта жизнь вечная, есть эта вечная участь за гробом? Первый свидетель тому – Господь Иисус Христос, воскресший из мертвых, чье Воскресение — Малую Пасху – мы отмечаем в сегодняшний день. Так же есть опыт духовной жизни, который прививается каждой верующей душе, каждому христианину, кто приближается, по мере своих возможностей и жизненных сил, к Господу. Жизнь вечная такому человеку открывается еще здесь, на земле, во временной земной ее доле. Понять эту жизньвечную и почувствовать ее можно в Таинствах Причащения и других Таинствах, в молитве и молитвенном присутствии в нашей жизни Пречистой Богородицы, которая по-человечески перешла этот предел в вечности, но за великое Свое служение боговоплощению приняла тот великий дар, который превыше воинств небесных Церковь почитает – молиться за человеческий род. Мы вспоминаем особое молитвеное предстательство Божией Матери, явленное во Влахернской церкви в день Покрова – в день страшноо народного бедствия, когда благочестивые люди видели, как Царица Небесная предстоит перед престолом Божиим и возносит к Нему слова удивительной молитвы: «Царю Небесный, прими всякого человека молитву». Вот это ходатайство Матери Божией перед Господом вселяет в наши души и сердца надежду, что и наши молитвы будут услышаны, наши немощные силы обретут возможность вознести нас от земных к небесным, от тленного к нетленному, от временного к вечному.

И потому, окрыляемая этим опытом, воспринимая этот опыт духовной жизни, как сказано в молитвах, мы веруем и исповедуем и жизнь вечную, и молитвенное предстательство о нас Пречистой Богоматери и ту непреоборимую силу, которую Бог дает Своей Церкви и Своим людям препобеждать зло в себе и препобеждать зло в этом мире.

Сегодня было сказано, что страшной неправдой человеческой жизни и страшным злом было разрушать храмы и разрушать наши национальные святыни. Я бы добавил, что не менее страшным безумием и страшным злом является то, что мы не восстанавливаем эти святыни. Мы можем сравнить наше земное Отечество с прекрасной ризой, но кто оденет эту ризу и кому онабудет нужна, если в ней будут дыры, если она будет рваной и грязной, если она будет втоптанной в грязь и валяться где-то . Кто оденет эту ризу, кто посмотрит на нее? Никто. Вот так же и Россия наша: пока есть на ее лице места, где были поруганы и осквернены ее святыни, где вырваны с корнем храмы Божии, где поруганы мощи святых угодников Божиих, где незалечены эти духовные раны на теле нашей Родины – до тех пор одежда сия не будет востребована. Но по мере того, как мы воскрешаем свою историческую память, по мере того, как мы пробуждаемся духовно – мы не только храмы строим, ибо не в строительстве состоит наше спасение. Но как говорил отец Иоанн Крестьянкин, великий старец Псково-Печерской обители, в загробный мир храмы не возьмем с собой, но только дела добрые и дела веры нашей последуют за нами, а потому и излечение нацианальных духовных ран является нашей основной общей задачей.

Я не побоюсь этого слова сказать, и верующих, и не верующих, и людей других национальностей, и других вер – потому что Родина у нас одна и Бог один вне зависимости от того, какими глазами мы смотрим на Спасителя: Господь – один, Он Творец всей Вселенной, и Он правит этим миром и никто другой. И не надо никаких заблуждений на этот счет себе придумывать. Бог управляет этим миром, и только Он властен распоряжаться и человееской жизнью, и тем, что с нами происходит, конечно, в ответ на нашу любовь или на наше Его отвержение.

Я верю в то, что молитвы наши, которые мы обращаем к Пречистой Богоматери, будут услышаны. И как сказал отец благочинный, не знаю, через сколько это произойдет: через год, через два, через пять лет – не знаю. Но то, что храм здесь будет стоять – знаю. Верю в это. И вам говорю: увидите храм здесь и возрадуетесь, потому что место, оскверненное и забытое, дела человеческих рук восстановили и восстанавливают тем свою историческую память, лишая себя того состояния безродства, в котором люди пребывали, разрушая свои национальные святыни. А Матерь Божия, наша общая молитвенница и ходатайница, будет всем нам заступницей, покровом и ограждением. Особенно это важно для града Азова, который всегда был под особым покровительством Божией Матери. Если бы не Ее предстательство, Бог весть казаки выдержали Азовское сидение, отступила бы эта турецкая рать от стен города. Мы верим в то, что Матерь Божия для Своего удела Российского приобрела сей град и сие место. Да будет оно вовеки под Покровом Пречистой Богоматери. С праздником всех Вас позравляю! И пусть благодатный покров распростирает Царица Небесная над градом сим, над нашей Донской землей, над нашим Отечеством Российским, сохраняя нас от бед и напастей, внутренних нестроений и от посягательств внешнего врага. Аминь».