Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в храме святого Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в храме святого Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону
23 Февраля 2018

Дорогие мои отцы, братья и сестры! Пример святого Феодора Тирона показывает превосходство Небесного закона даже над земной смертью. Воин Феодор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Как христианин, святой уклонился от принесения этой жертвы, исповедуя себя христианином, сказал, что поклоняться может только единому истинному Богу и никаких других божеств не будет возвышать. За это он претерпел страшные страдания: брошен в темницу на голодную смерть, но благодатью Божией был спасен и обнаружен тюремной стражей невредимым, а затем был приговорен к страшной казни – сожжению на костре. Предание повествует, что мученик предал душу свою в руки Божии и тело его не пострадало от огня, некая христианка погребла его в своем имении, а позднее были обретены его святые мощи.

Святой великомученик Феодор явил особое знамение предстательства христианам уже после царя Константина. Казалось, Церковь получила свободу, свободное исповедание. Но на смену Константину пришел его племянник Юлиан Отступник, начавший возвращать языческие культы. Чтобы посрамить христиан, посмеяться, надругаться над их постом, над их верой, он повелел на всех рынках города, где люди покупали постную пищу, окропить все кровью идольских жертв. Но святой великомученик во сне явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом.

С той поры, почти семнадцать веков, мы в эти дни варим коливо, вспоминая повеление святого великомученика.

Современный человек, глядя на подвиг Феодора, безусловно, мог бы сказать, что Бог все очищает, с молитвой можно принимать в пищу все, христиане презирают идолов. Но дело не в крови жертвенных идолов и не в том, что над христианами хотели посмеяться, а в христианской верности. Церковь указывает нам на то, что каждое дело, которое мы совершаем, не может остаться без последствий для нашей жизни. Принимая в себя часть жертвенного идола, мы в той или иной степени становимся сопричастными им. Церковь учит быть внимательным к тому, что происходит в жизни человека, не соблазняться, не идолопоклонствовать, уклоняться от всего того, что не нужно, скверно, нечисто, не пускать это в свою душу, не обожествлять человека.

Святой великомученик Феодор Тирон отказался от славы и чести, от воинской карьеры, от всего ради своих внутренних глубоких убеждений, ради правды Божией

17 веков мы вспоминаем, как христиане удалились от идолослужения, вспоминаем, какую трепетную веру в Бога они имели, как они отстаивали каждое установление Церкви, проводили грань между божественным и человеческим, за это претерпевая страшные гонения и мученическую смерть.

Вспоминая святого великомученика и вкушая коливо, напомним себе о верности Господу, Святой Матери Церкви, будем верны памяти тех святых угодников Божиих, которые своей жизнью засвидетельствовали любовь ко Христу. Их память пусть отрезвляет нас, наш ум, помышления, деяния, и тогда все ненужное отойдет на второй план, спадет как пелена, мы откроем подлинную суть жизни христианина и торжество нашей святой православной веры.