Слово на вечерне с чином прощения в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на вечерне с чином прощения в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
26 февраля 2012 427

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. По милости Божией мы ныне входим в поприще Святой Четыредесятницы. Славянское слово «поприще» обозначает время трудов, время совместных дел, время непростое, но очень важное и ответственное, которое должно увенчаться неким благословенным результатом. И сегодня, с первого дня постного, с самого мгновения начала Четыредесятницы, мы взором своим пытаемся проникнуть к тому вожделенному и благословенному дню, который называем Пасхой Господней. Сердце и мысли наши устремляются к воскресшему Господу и Спасителю, победившему Своей смертью смерть человеческую, даровавшему нам жизнь вечную, избавление от греха. Мы говорим о Пасхе, которую совершаем каждый год в конце Святого Великого поста. Но она есть образ Пасхи Вечной в невечернем дни Царствия Христова, - когда мы все соберемся у Престола Божия и исполненные надеждой благ вечных будем обретать подлинное и вечное единство с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Сегодня мы только в самом начале этого поприща, этого делания. Это дело не внешнее только, но дело духовное, дело внутреннее. Когда мы обращаем мысленные взоры свои в глубины своего сердца, пытаясь понять, что происходит с нами в жизни, оценить наши дела, поступки, мысли, даже помыслы. Оценить даже то, что еще не стало мыслью, отвергнув грех и неправду в душе, мыслях, сердце и в делах. Когда человек начинает это поприще, этот труд великий, он ужасается от того, сколь много грехов и неправд в его жизни. И видя, как храм его дома душевного приходит в негодность, разрушается, как он теряет почву под своими ногами, ни о чем другом не может думать человек, как только о своем собственном спасении. И в этот момент уходит все то, что соблазняет человека в повседневной жизни. Когда мы чаще замечаем грехи других людей, чем свои собственные, мы сосредоточиваемся, как и подобает христианину, на деле своего собственного спасения. И уже по-другому начинает звучать молитва преподобного Ефрема Сирина: «Дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Дай мне видеть все, что пагубно для моей души. Дай мне понимать это. Дай мне силы превозмочь свой собственный грех и неправду. Дай мне эту силу, Господи!». С этими словами, с этим душевным стремлением предстоим мы в дни Святого Великого поста в храмах Божиих, уповая на то, что наши скромные подвиги, хотя бы только невкушение скоромной пищи, приближают милость Божию к нам.
Мы сегодня слышали в Священном Писании за Божественной литургией, когда Господь говорит нам о посте, говорит слова, которые стали притчей, пословицей в нашей жизни: «Если вы будете прощать прегрешения ваши, то и Отец ваш Небесный простит вам грехи ваши, а если вы не будете отпускать людям прегрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». Когда мы читаем эти слова, то иногда думаем, почему Бог ставит это условие? Необходимое условие прощения наших грехов, примирения нашей совести с Богом – простить другим людям. Неужели Он – всемогущий, милосердный, любящий, снисходительный к нам, к нашей жизни - не может нам простить наши грехи без того, чтобы мы простили людям их согрешения? Бог может все. И это может. Но нужно ли это нам? Полезно ли это для нас? Что значит для нас простить другого человека? Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни прощал искренне от сердца обидчика своего, имеет два опыта этого прощения. Как трудно переступить через самого себя, как трудно выгнать из сердца своего эту боль, нанесенную тебе когда-то и кем-то, может быть, даже многие и многие годы тому назад. Это есть первый опыт. И второй: сколь радостно бывает сердцу и светло на душе, когда ты смог простить этого человека. Но как же понудить себя простить? Как докопаться до глубин в сердце своем, чтобы сказать, что это необходимо, что без этого прощения я не могу жить? И не только потому, что Бог не простит меня. Простить другого человека, по Слову Божию, может только тот, кто увидел бездну своих собственных грехов. Какая взаимосвязь? Очень простая. Когда человек видит бездну своих прегрешений и один только грех брата своего, он понимает, сколь велик и милосерд Господь к нему, прощая и разрешая эту бездну. И желание уподобиться Господу хоть в чем-то малом, простить грех брату своему, преизобилует в человеке. Сила Божия начинает действовать в нем, и человек прощает, разрешая себя от бремени греховной злобы, делая себя подлинно свободным человеком. Когда человек получает такую свободу, сердце его обновляется, ум просветляется, душа становится способной к восприятию Божественной Силы, которая поднимает его над обыденностью нашей жизни, дает ему почувствовать радость и счастье быть с Богом, чувствовать Бога в своей жизни. Вот что значит простить другого человека.
Прощая другого, мы изменяем себя, мы возвышаемся над собой, над своей собственной самостью, мы побеждаем свои греховные привычки. Мы начинаем трудное делание, которое, казалось бы, может согнуть нас под своим непосильным игом, но которое делает нас подлинно свободными людьми, способными молиться Богу и быть им услышанными. Потому в самом начале поста – особом времени, времени молитв и воздержания, времени духовного преобразования, времени благопотребном для нашего спасения – Святая Церковь полагает нам совершить чин всеобщего прощения. И я как архипастырь ваш первым должен показать вам этот добрый и спасительный пример. Потому в этот вечер, предстоя пред всеми вами, повергаю к ногам вашим все свои согрешения, которыми согрешил перед вами, вольно или невольно, в разуме или в неразумье, словом или делом, или, может быть, какой мыслью, согрешил по-человечески, поступил не так, как должен был поступить архиерей, поступил, может быть, не так, как должен был поступить отец, поступил так, как должен был поступить администратор, но не так, как должен был поступить епископ. Простите меня за это. Я приношу вам свое искреннее покаяние, прошу ваших молитв и в дни постные, и если Бог управит нас прожить и после Пасхи. Я исповедую перед вами сегодня, как важны для архипастыря молитвы собратьев священников, диаконов, клира церковного, всего народа Божьего. В этой совокупности прощений и молитв мы и являем собой единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которую Бог основал и которую врата адовы не одолеют. В этой соборности мы обретаем силу нашего свидетельства о воскресшем Христе, в этой соборности мы обретаем благодатное присутствие Святого Духа в нашей жизни, обновляющего и изменяющего нашу жизнь. Потому, преклоняя колена пред вами, прошу вашей милости к себе и снисхождения. Простите и благословите меня грешного! И вас Господь Бог благодатью и щедротами Своего человеколюбия всех да простит и благословит».