Слово по окончании Божественной литургии накануне Великого поста в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии накануне Великого поста в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
26 февраля 2012 511

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, настало время, когда уже часы отделяют нас от поприща постного, от того момента, когда вся Церковь окунется в это благодатное время, время духовное, время трезвения, время глубокого внимания в своей жизни, время, когда будем просить Господа о прощении в своих согрешениях. На протяжении нескольких недель Церковь готовила нас к этому поприщу постному, предлагая Евангельское повествование, притчу Спасителя о мытаре и фарисее, напоминая, что молитва наша не должна быть молитвой лицемерной, а должна быть молитвой, исходящей из глубин нашего сердца. Образом блудного сына на следующей неделе Церковь напоминала нам о том, как важно почувствовать самое маленькое движение своего сердца, покаянное движение, и ответить на него, возвратиться к Отцу. Несмотря на все то, что мы сделали, Бог принимает и прощает нас.
На прошлой неделе Церковь говорила нам о Страшном Суде Божием, о том, что каждый из нас за свою жизнь и за свои дела даст ответ перед лицом Божиим, но это будет не суд злобы, - это будет суд любви, потому что любовь является самым строгим жизненным судьей. Перед лицом любви не может устоять никакой грех, никакая неправда. И вот наконец сегодня Церковь говорит нам от том, как нужно поститься. Недавно я встречался с одним высокопоставленным человеком нашей области, и он высказал свое недоумение. Он говорит, как просто все у мусульман, у католиков и в других религиях, когда все регламентировано: столько-то нужно поклонов положить, в такое-то время на молитву встать, то-то есть, а то-то не есть, не вкушать ничего до пяти, а потом можно вкушать столько, сколько хочешь. А в Православной Церкви не так. Действительно не так, потому что ни один регламент жизни, который бы был прописан как закон, не сможет нам даровать спасение. Ни одно исполнение закона не приблизит нас к Богу, если мы не будем иметь глубокого чувства веры и любви к Господу. Можно совершать поклоны, можно ничего не есть – и при этом не поститься. Святой апостол говорит нам об этом: «Бесы тоже веруют и в вере своей трепещут, а как духи они не постятся, они не вкушают ничего, и это есть самый строгий пост. Но в гордости своей закоренели, а потому отвержены от лица Божия». И сегодня апостол напоминал нам о том, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от него. Он говорил нам совершенно откровенные вещи, о которых, может быть, мы не хотим говорить или не привыкли слышать. О том, что тот, кто постится, пусть не осуждает того, кто не постится, а тот, кто не постится, пусть не осуждает постящегося.
Сегодня Церковь говорит нам о том, что невкушение скоромной пищи – не есть цель поста, но есть необходимое средство поста. Пост не в устах должен быть, а в сердце. Там надо иметь сокрушение в своих грехах. Это сердце свое нужно очищать. А ведь у нас так часто бывает, совершенно откровенно люди говорят: «Как радостно, что наступает пост». А затем говорят: «Похудею, поправлю здоровье». Может быть, кто и худеет, и здоровье поправляет через пост, но ведь это не обязательно делать во время дней Святой Четыредесятницы. Воздерживаться в пище вообще всегда прилично, а время поста – это время глубокой духовной работы над собой. Время поста – это когда мы перебираем все свое духовное существо по частям. Это такой, если хотите, техосмотр духовный, когда мы все должны проверить, все должны исправить, что не нужно – заменить, что мешает нам – отвергнуть. Здесь, конечно, невкушение скоромной пищи только помогает человеку сосредоточиться на себе, но не есть самое главное. Святые правила апостольские предписывают нам поститься, соблюдать строго пост Святой Четыредесятницы. Очень строго об этом говорят. Если архиерей, или пресвитер, или диакон, или причетник не постится в Святую Четыредесятницу – да извержен будет от сана. Если кто из мирян не постится – да отлучен будет от Причастия Тайн Христовых.
Но апостольское правило не говорит нам о том, как надо поститься. Для одного человека пост – это невкушение вообще никакой пищи: как святые отцы постились – просфора и вода. А для другого человека, когда он ел две порции – он ест одну. Это тоже пост. Не каждый человек, который работает, может пост соблюдать в строгости. Люди больные, немощные иногда не в состоянии поститься так, как предписывает устав церковный. Я вспоминаю старца Псково-Печерской обители, которая близка и дорога мне по сердцу, христопамятного архимандрита Феногена, преемника отца Симеона Желнина по духовной жизни. Когда приходили к нему люди и говорили: «Батюшка, немощные, не можем поститься так, как Церковь предписывает, благословите послабление – рыбу есть будем». Отец Феноген всегда улыбался и говорил: «Рыбу кушайте, рыбака не надо». Это очень простое и очень правильное слово. Мы отцеживаем пищу, но поглощаем людей. Мы делаем гадости людям, мы оскорбляем людей, мы клевещем на людей, мы поносим людей. Что же это за пост? Что это за пост, если мы в среде своей семьи не можем примириться – муж с женою, дети с родителями. В чем заключается наш пост, если нам кто-то в трамвае на ноги наступил, а мы с такой злобой на человека посмотрим, что готовы растерзать его. Разве это пост? И чего стоит тогда наше невкушение масла растительного в среду и пятницу и наше сухоядение, если все это приводит человека к озлоблению?.. Ведь часто еще бывает, что мы пытаемся поститься ради того, чтобы показать другим людям, что мы постились. Пост становится для нас предметом нашего тщеславия, предметом нашей гордости: что мы не такие, как другие, кто не постится. Господь сегодня Словом Своим Божественным убивает в нас эту мысль, которая может от беса зародиться в нашем сердце. Не делайте лица помраченные, не старайтесь казаться постящимися, но будьте радостными, будьте человеколюбивыми, чтобы пост ваш видели не люди, которые будут вас хвалить за то, что вы поститесь, но видел Отец ваш Небесный, который будет видеть не то, что вы вкушаете, а то, что происходит в вашем сердце. Это и есть правильный пост - когда мы принимаем то, что Бог нам дал, принимаем со смирением, любовью и благодарением, стараясь воздержать себя в меру сил своих. Каждый сам свои силы знает, кто как может поститься. И совесть наша всегда говорит: «Здесь ты лишнего перебрал, не надо было, здесь мог бы построже поститься». Вот наш судья – не кто-то внешний, не архиерей и не священник, а наша совесть. Она говорит нам те пределы поста, которые надо. А как духовно себя содержать – об этом учит Церковь. Учит нас словами покаяния, словами исправления, словами исповеди, когда мы Богу открываем свое сердце и говорим: «Мы не можем больше так, но сил наших не хватает. Ты приди в нашу жизнь и исправь эту жизнь».
Время постное – это время духовного возрождения. Пост называют весной духовной. А что такое весна? Весна – это пробуждение природы к жизни, когда снежный покров сходит с лица земли, земля начинает дышать, она открывает себя навстречу солнечным лучам, она греется от хлада, от мороза, она оттаивает, она становится способной дать жизнь семени, которое в нее будет брошено. Так и душа человеческая. Она должна сбросить с себя все то, что холодит, все то, что не нужно, все то, что отжило, - и открыть себя навстречу Богу. Бог даст такое тепло нашей душе и нашему сердцу, о котором мы себе представить даже не можем. Это будет несказанная радость Богообщения. И вкушение и невкушение пищи – скоромной или постной – не будет для человека основополагающим признаком. Он поел сегодня хлеба – и будет благодарить, а завтра поел хлеба с маслом – и тоже скажет Богу: «Спасибо».
Нацелить себя в этой жизни к жизни вечной – вот это, други мои, есть подлинный смысл поста. Церковь учит нас, как правильно поститься, она напоминает нам о необходимости воздержания. Она говорит нам прежде всего: «Имейте дух веры, чтобы сердце ваше было в мире. Если ваше сердце посещает гнев или другие греховные чувства – это есть нарушение поста. Отсюда избавляйтесь, отсюда очищайтесь». Предлагает нам путь для этого очищения – покаяние, исповедь, особые посты и молитвословия, исполненные сокрушенного покаянного духа. Она предлагает нам поклоны для напоминания о своем падении и восстании. Она укрепляет нас святыми божественными животворящими таинствами – Тела и Крови Христовой, которыми пусть никто в этом посту не пренебрегает. И пусть не полагает себе тех или иных возможностей: «Попощусь еще неделю и приду причащусь, буду более достойным». Кто сказал, что через неделю ты будешь более достойным? А в первую неделю, самую сложную, может быть, или последнюю, Церковь предлагает нам за Литургией прежде освященных даров причаститься Тела и Крови Христовых не потому, что Бог почитает нас недостойными, но потому, что полагает правильным укреплять свою духовную брань со Христом Иисусом, принимая его в жизнь свою. И потому, как есть у вас возможность, так и идите причащаться. Три дня попостились – причаститесь Тайн Христовых, укрепитесь. Бог даст силы и еще три и, может быть, еще тридцать пропоститесь. Начните с малого, не хватайтесь за многое, блюдите сердце свое, блюдите ум свой от дурных помышлений. Искренне кайтесь и просите у Господа простить нас. Именно с прощения полагает Церковь начало поста. А потому сегодня вечером мы этот чин – торжественный, умилительный – совершим. Блюдите, братия, да не покажемся постящимися внешне, но да будет пост наш временем воздержания, трезвения. Дабы Отец наш, видящий втайне, воздал нам явно. Аминь».