Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Донув день памяти свщм. Дионисия Ареопагита

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Донув день памяти свщм. Дионисия Ареопагита
16 октября 2011 429

«Ваши Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры!

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Преосвященного владыку Игнатия и собрата моего, Преосвяшенного Корнилия за то, что в этот день, когда я вступил под своды этого древнего освященного собора как глава Донской митрополии, вы были со мной вместе в молитве единым сердцем и едиными устами. Хотел бы поблагодарить вас и за те трогательные слова, которые вы сегодня обратили в мой адрес.

Я не могу передать вам словами, что наполняло мою душу, когда Святейший Патриарх и Священный Синод приняли это решение. По-человечески, это должна была быть радость, потому что результат совокупных трудов многих сотен и тысяч людей, которых ты представляешь, отмечен Святейшим Патриархом, но не это наполняло мое сердце. Чувство огромной ответственности, которую Бог возложил на мои плечи, – оно наполняло все. Если сказать «переполняло», то это будет сказано неправильно, оно исполняет собою все. Святейший Патриарх, который на протяжении 27 лет нашего с ним знакомства всегда был для меня примером пастыря и архипастыря, не раз говорил мне о том, что каждая иерархическая награда – это особый крест, возлагаемый на плечи награждаемого. А сегодня эта награда и вовсе уходит в тень, потому что нам предстоят огромные труды по созданию и полнокровному, полноценному обеспечению деятельности митрополии в Донской земле.

Донская земля искони была православной, землей, на которой трудились, совершая труды во славу Бога, Церкви и Отечества, наши великие предки, которые засвидетельствовали свою верность Богу и Отечеству кровью своей, подвигом своим, которые совершали свое служение не щадя своей жизни. Мы должны быть достойны памяти наших великих предков. Мы должны чувствовать огромную ответственность перед Господом и Спасителем нашим, Который вручил нам это великое делание, Который доверил нам виноградник Свой и паству Свою в Донском краю. Надеюсь, что сей виноградник принесет плод добрый. И потому время не только праздновать и утешаться, но время работать, совершать труды свои, совершать то призвание, к которому всех нас определил Господь.

С чем мы предстанем перед Престолом Божиим? Чем мы можем оправдаться перед Господом? Хотя бы пламенным сердцем горящим! Пусть нам многое не удается сделать в силу объективных или субъективных причин, но хотя бы желания, помыслы, побуждения должны соответствовать нашему призванию. Об этом святой Иоанн Златоуст сказал: «Господь и дела приемлет и намерения целует». Пусть же облобызает Господь те намерения, с которыми мы вступаем на новые труды в Донской митрополии, которые всем сердцем своим желаем воплотить в жизнь, дабы имя Христово славилось в Донской земле, дабы добрыми делами христиан православных прославлялось имя Божие, дабы то призвание, к которому определил нас Господь и Спаситель в дни, когда Русь Святая принимала Православие, оправдалось и в наших современниках. Потому, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры, мы все в совокупности своих душевных и телесных сил, прежде всего, должны возносить молитвы Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, подателю всяческих благ, Его Пречистой Матери, наипервейшей ходатаице и молитвеннице о всем роде христианском и о каждом из нас, дабы их помощь укрепляла нас в трудах наших.

Эти труды могут быть благоуспешны только тогда, когда они осуществляются в соответствии с законом – законом Божиим. Законы человеческие могут изменяться в силу тех или иных жизненных обстоятельств, тех или иных политических перипетий, а законы Божии остаются непоколебимыми. Сегодня мы слышали, как святой апостол Павел, обращаясь к коринфянам, говорит им об этом Божественном законе: кто щедро сеет, тот щедро и пожинает; кто скупо сеет, тот скупо и пожнет (ср.: 2 Кор. 9, 6). Казалось бы, совершенно оправданное определение и в человеческом понимании, но иногда бывает и совсем не так – человек посадил мало, а благоприятные климатические условия, солнце, влажность, забота приносят обильный плод, или человек сеет обильно, но вдруг заморозки или засуха – и нет урожая. Вот так изменчив закон земной, а в законе Божием все определено на века: кто щедро сеет, тот щедро и пожинает.

Апостол говорит о милостыне, призывая оказать помощь христианам Иерусалима, но это касается и всех нас, потому что милостыня наша выражается не только в денежном эквиваленте, она выражается в щедрости сердца, в широте души, в возможности и желании любить других людей и трудиться ради их блага. Обращая свой взгляд в историю, мы иной раз удивляемся, как же так бывает – при всей скудости человеческих прогрессивных сил в прошлые века, при несовершенстве технического и экономического прогресса, люди жили богато и счастливо, было богатым наше Отечество. Люди благодарили Бога за все, что Бог дает им. А сейчас не так. Научно-технический прогресс достиг своих высот, мы используем нанотехнологии, вторгаемся в те сферы жизни человека и жизни Вселенной, о которых мы даже помыслить не могли, а земля рождает мало, а люди живут бедно и в нищете, а счастья нет в семьях. Отчего это происходит? Происходит это от нашей внутренней худости и скупости. Мы боимся поделиться с другими людьми тем, что Бог нам дал. Но за многие тысячелетия до нас сказано: «Рука дающего не оскудеет» (ср.: Притч. 28, 27). И старцы наши святые подтверждали это. Многого не требует человек, который обращается к нам за милостыней, может быть, просто стакан воды. «Но, – скажут другие, – ведь не одна рука простерта, не один стакан воды надо налить, ведь вычерпаем всё!» Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал твердо и убедительно: «Не бойтесь, не оскудеет никогда!». Мы в это веруем, мы это знаем, и потому призываем нашу паству к тому, чтобы каждый из нас был человеком милостивым и милосердным, чтобы щедрость нашей души распространялась на тех людей, которые рядом с нами: на обездоленных, на больных, на нищих и убогих, на тех, кто находится в скорбях и обстояниях, кому нужен голос нашего утешения, кому нужно наше сострадание, кто нуждается, может быть, просто в том, чтобы его выслушали. Огромная проблема нашего современного общества в том, что люди не могут, не хотят и не умеют слушать. В семье, бывает, не с кем поговорить. Приходит человек к священнику на исповедь – а его и батюшка иногда не слушает. Потому сегодня я обращаюсь к собратьям своим пресвитерам: имейте терпение, выслушайте людей, дайте им возможность высказать все, что у них на душе. Может быть, кроме Вас им это и сказать некому. И когда мы будем с щедростью делиться всем, что дал нам Бог – своими талантами, своим душевным спокойствием и расположением, своим временем, своим имуществом – сея щедро, по слову апостола, не разбирая где, но всем подавая, совершается то, что изменяет законы человеческого естества: там, где, казалось бы, должно оскудеть – увеличивается, там, где должны обнищать – обогащаются, там, где исчезают силы – они снова и снова возновляются, но не человеком, а от силы Божией, от всех благ подателя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это наше общее делание, о котором говорили сегодня и преосвященные владыки и все те, кто приветствовал меня с этим событием в моей личной и нашей общей церковной жизни. Сегодня к нам обращен голос апостола: будем щедро сеять семя слова Божия – и при дороге, и на камени, и на почве доброй. Там, где идем, там и будем проповедовать слово Божественной истины. И верим, что в нас это семя не оскудеет, но принесет тот плод, которого ждут от всех нас и Церковь наша святая, и Отечество наше. Пусть же будут труды наши общие, в совокупности наших духовных и телесных сил производимые, благословлены от Господа. Пусть умножит Господь наши общие силы, дарует нам дух разумения, мудрости, терпения друг ко другу и любви, дабы не себе служили, но Богу и Спасителю нашему в Троице прославляемому во веки веков! Аминь».