Слово по окончании Божественной литургии в Великую Среду в храме святителя Димитрия, митрополита Ростовского, г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Великую Среду в храме святителя Димитрия, митрополита Ростовского, г. Ростова-на-Дону
11 апреля 2012 519

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. За плечами Великий пост. Сегодня за Божественной литургией мы в последний раз в этом церковном году прочитали молитву святого преподобного Ефрема Сирина, прося у Господа избавить нас Его Божественною силою от многих духовных недугов и возродить в нашем сердце многие необходимые для нашего спасения и, чтобы чувствовать себя человеком именно в том смысле, в каком Господь хотел бы нас воспринимать, Дары Божии. Церковь в течении поста, как чадолюбивая мать, наставляла нас, предлагая нашему внимаю различные примеры: и благочестивой жизни, указывая на то, как правильно поступать, и неблагочестивой жизни, указывая на то, от чего нужно отрешиться и удалиться. Церковь, введя в дни Страстной седмицы, предлагала нам евангельские чтения, которые приводят нас к размышлению о том, какой плод мы принесем Богу в своих трудах, и будет ли этот плод достойным, чтобы услышать Глас Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего». Или, может быть, тот, который услышала смоковница, не принесшая плода: «Проклята ты».
Вчера Церковь предлагала нам очень важные притчи, которые Господь с особой силой, с особой настойчивостью предлагал для слушания Своим ученикам и окружавшим Его людям накануне Своих крестных страданий. И вот, наконец, сегодня Церковь предлагает нам не притчу, а повествование о самом ужасном, произошедшем с одним из сынов человеческих – с Иудой Искариотским. Хотя рассказ евангельский идет о женщине, которая, купив мира, возливала Господу на главу, истратив при этом большое состояние, потому что миро было действительно многоценным. И лишь вскользь, одной строкой, упоминается об Иуде. Из этого рассказа, евангельского повествования мы лишь отчасти можем предположить то, что происходило в сердце этого человека. Человека, который был рядом с Господом в течении трех лет Его проповеди, который видел чудеса Спасителя и чудеса исцеления, и власть Его над духами нечистыми. Видел Господа и Учителя своего, как Властелина жизни, которую Господь даровал и сыну вдовице Наинской, и дщере Аировой и, наконец, Лазарю четверодневному. Человек, который должен был бы слышать и складывать в сердце своем все, что говорит его Божественный Учитель. Но уши слышали, а сердце было занято другим. Даже благочестивый пример женщины, помазывающей Тело Спасителя многоценным миром, уязвил Иуду. Казалось бы: ученик должен был радоваться, должен был благодарить Бога, быть сопричастным тому деянию и тем переживаниям, которые испытывал его Учитель, но нет. Поселилась зависть в сердце этого человека. Чему он позавидовал?! Он позавидовал цене мира, или тому, что деньги не попали в его кошелек? Может быть, он позавидовал славе Спасителя, что Ему воздают почести, а ему, как ученику, не воздают. Намного тоньше и, вероятнее, глубже были его переживания. Он позавидовал тому, чего сам не делал. Он увидел себя не таким, как эта женщина. Он был уязвлен сердцем, что к ней было обращено слово Христа, а к нему – нет. И вот это, казалось бы, маленькое, тончайшее духовное состояние, духовная тень, нашедшая на сердце человека, привела к тому, что он не мог даже с Господом оставаться. Он ушел и сказал: «Что мне будет? Я вам отдам Его». Неужели первосвященники не знали Господа и Спасителя? Неужели они не знали, где Он находится? Они знали, где Он находится. Он ходил между ними, не скрывался, им нужен был человек, который будет свидетельствовать против Него. Тот, который был близок к Нему, тот, про которого можно было бы сказать: «Вот он был близок, и он свидельствует так». И этого человека нашли, одного из двенадцати. Произошло страшное: тень зависти, посетившая человеческое сердце, надломила волю, помрачила разум и довела человека до самого тягчайшего греха – греха предательства. Это не просто предательство Учителя, а Богопредательство.
Мы вспоминаем Иуду и ужасаемся от того, что произошло с ним. Но давайте на минуту посмотрим, не происходит ли что-нибудь подобное в нашем сердце? Не подвержено ли оно зависти, не разъедает ли нашу жизнь эта зависть? Ведь много из того, что мы видим и слышим, и, увы, сами говорим, – продиктовано завистью. Благие порывы: изменить к лучшему Отечество, обличить беззаконие, исправить брата своего – чем они продиктованы? Благими ли позывами? Заботой ли об Отечестве или о конкретном человеке? Может быть, они продиктованы завистью, что этот человек не такой, как я. Как часто бывает сложно видеть нам, когда кто-то из наших братьев делает что-то лучше, чем это делаю я. Вот это состояние – близкое состоянию Иуды. Когда мы вдруг начинаем высмеивать этого человека, завидовать ему, говорить, что награда незаслуженная, что он ничего не делает. Почему? Потому что отдаем себя в руки дьяволу, и тот нами вертит, как игрушкой, разжигая в нас этот огонь геенский. Подвигая нас к тому, к чему подвиг Иуду – к уничтожению человека. Мы не можем уничтожать физически человека – закон запрещает. Но если бы разрешил – подняли бы руку на брата своего. Потому и уничтожаем брата своего нравственно, духовно, извергая из своего сердца, помраченного этим духом зависти, миазмы на брата своего. И разрушаем все, что Господь созидает вокруг нас. К сожалению, это иногда происходит и в Церкви. В Церкви, где люди должны быть ближе, должны быть объединены силой благодати Божией. От единой Чаши причащаемся. На брата своего, на отца своего, на архиерея своего готовы клеветать, думая, что уберем его с жизненного пути – и все станет чистым и светлым. Только этот человек застилает нам солнечный свет, а не будет его перед нами – солнце будет светить нам всю жизнь. Какое безумие, какая братоненавистническая жизненная позиция! Не станет солнце нам светить ярче от того, что мы уничтожим человека, или сломаем его, или унизим. Покоя не будет в нашем сердце. Будет то же самое смятение, что было в сердце Иуды после того, как он предал Господа. Он не находил себе места, пока не удавился. Пример более чем красноречивый. Это пример из жизни, очень важный пример, который предлагает нам Церковь накануне крестных страданий Господа. Это пример, который подвигает нас задуматься: нет ли в нашем сердце этой тени зависти, которая уничтожит все, что мы созидали, все, что вымаливали, все, что собирали постным трудом?.. Не найдет ли зависть на наше сердце? Каждый человек, который проходит поприще святого поста, живет вместе с церковью, знает, что в каждой человеческой жизни это происходит. И происходит не только потому, что человек сам этого хочет, но наша духовная слабость, незащищенность, потеря духовного иммунитета способствует тому, что дьявол, сам будучи завистником, вселяет этот яд в наше сердце, инъецирует его в нашу жизнь. Единственным противоядием является наша молитва, покаяние, сердечное сокрушение, причащение Святых Христовых Таин и напоминание себе о том, что «я не являюсь центром Земли, я такой же, как все». А еще лучше сказать, как говорили святые отцы, «я хуже всех». Вот этого познания самого себя, своей худой самости, как огня бежит помысл бесовский, удаляясь от человека, оставляя его, может быть, измученного, обессиленного, но не поверженного.
Потому каждый из нас – пресвитеров и мирян – должны опасаться даже тени этой зависти, посещающей наше сердце. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Зависть – мать всякого греха и беззакония». Очень кратко сказал святитель, но очень правильно. Отсюда начинает растлеваться наша душа, здесь коренится корень нашей погибели. И сегодня вместе с Церковью, воспоминая Вечерю в Вифании, предшествующую страстям Христовым, будем Господа, да избавит Он Своею силой Святого Духа каждого из нас от этого завистного греховного помрачения и участи Иудиной. Аминь».