Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в храме Преполовения Пятидесятницы при Донской духовной семинарии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в храме Преполовения Пятидесятницы при Донской духовной семинарии
20 марта 2024 189

 «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Выше Высокопреподобие, досточтимый отец ректор; Выши Высокопреподобия и Преподобия; досточтимые прихожане, учащие и учащиеся наших Донских духовных школ!

Благодарю Господа за то, что Он сподобил меня в первую неделю святого Великого поста совершить в семинарском храме первую Литургию Преждеосвященных Даров. Надеюсь, что Христос не оставит Своей милостью, позволит совершить и последнюю Литургию в этом посту вместе здесь, потому что молиться с вами для меня – особенная радость и особое утешение, ведь в этом молитвенном общении происходит очень важное церковное делание: возрастание новой смены пастырей Святой Русской Православной Церкви.

Конечно, Церковь в такие дни, в середине недель постных, дает нам укрепление Святыми Таинствами как некое великое послабление и утешение для поддержания наших духовных сил; а наряду с этим она дает и поразмыслить о течении нашей жизни. С Воспоминания Адамова изгнания Церковь полагает особенный цикл, лекционарий чтений, которые будут произноситься за Литургиями Преждеосвященных Даров, а также за другими богослужениями. Эти чтения, в основном, из книг Ветхого Завета. Почему? Потому что период поста – это время переосмысления своей жизни, оценки того, откуда в ней происходит неправда. Ведь зная уроки истории и видя, как эта неправда зарождалась в исторической ретроспективе, мы можем сделать особые выводы и для себя, поняв при этом, что и в нашей личной жизни она точно так же, с легкостью, может произрасти.

Сегодня за Литургией читался отрывок из книги Бытия о творении мира. Думаю, что слова бытописателя всем хорошо известны. Но в этих строках есть особые фрагменты, которые лично мою душу тронули: Господь вручает все Свое творение человеку. Он будто бы говорит: «Вот, Я сотворит для тебя весь окружающий, прекрасный мир; и весь этот мир Я подарил тебе. Сохрани его!». Но как же человек поступает с этим актом доверия со стороны Творца? Читая Библию дальше, мы увидим, как зарождается грех в человеческом сердце, как лукавый дух искушает человека, а он не может противостоять этому искушению, потому что прельщается и хочет получить все блага мира «здесь и сейчас», не прилагая для того должных духовных усилий, но желает получить все и сразу…

Но, вот, слова: «Я все дал тебе!», – Господь ведь обращает и к нам. А уж нам-то, жителям планеты Земля, что уже пребывают в новом союзе Бога и человека, во времена Нового Завета, дано даже больше, нежели человеку древнему: Господь преподает нам Сам Себя! И после этой великой жертвы Он призывает нас ответить Ему должным образом.

Эта удивительная мысль даром Божиим вручается нам. И мы – люди, находящиеся в церковной ограде – очень и очень сильно должны дорожить этой идеей.

Иногда нам кажется, дорогие мои, что вся жизнь еще впереди, что у нас еще достаточно времени исправить ошибки прошлого… Подчас, наряду с таким мировоззренческим настроем, мы не ценим то, что Господь дает нам в этот самый момент, сейчас. Но слушая богослужебные чтения в течение поста, обратите, пожалуйста, внимание на то, как просто бывает утратить то, что Премилостивый Бог дает нам, но как сложно потом бывает утраченное восстановить.

Церковь призывает нас постом к глубокому внутреннему, очень внимательному осмыслению собственной жизни. Если взглянуть на время поста с иной точки зрения – в воинских категориях, – то можно сказать, что «пост» – это место, в котором воин несет службу, охраняя нечто: воинское знамя, подразделение, рубеж, страну. И на посту этот воин не должен спать, ведь в противном случае его может одолеть враг. В некотором смысле церковный пост, заключающийся в духовном и телесном воздержании, очень близок к этому воинскому понятию: если мы будем бдительны, не проспим духовную брань, то сумеем сохранить те пределы и дары, которые Бог нам дал. Но если пренебрежем духовным деланием, то можем впасть в состояние рабов покоренных.

Поэтому в самом начале Великого поста хочу пожелать вам, чтобы ваши мысли были устремлены не на то, как поесть посытнее, поспать подольше, выказать ближнему раздражение; но пусть ваши мысли будут обращены внутрь вашего сердца, а ум отсекает все ненужное и наносное. Ведь на нас с вами лежит огромная ответственность перед Богом за сохранение и преумножение этого огромного, врученного нам достояния – Церкви Христовой. Аминь.»