Слово после Божественной литургии в храме свв. Бориса и Глеба в Дегунино

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово после Божественной литургии в храме свв. Бориса и Глеба в Дегунино
15 мая 2011 674

«Христос воскресе!

Прежде всего, я хотел бы передать Вам, дорогой отец благочинный, отец настоятель, братья сослужащие, дорогие прихожане, благословение Первосвятителя нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископа Первопрестольного града Москвы, по благословению которого я совершаю сегодня здесь богослужение вместе с вами. О нем, и о всей стране, и о всем мире возносим Господу усердные молитвы, дабы Господь приклонил милость Свою ко всем нам.

Слова, которыми мы приветствуем друг друга в дни Светлой Пасхи, выражают всю нашу радость и все наше ликование. Два слова: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» Два слова – победа Жизни над смертью, победа Правды над неправдой, укрепление человеческих сил, особая благодатная поддержка нелегкой нашей жизни, когда мы вынуждены противостоять злу и неправде не только окружающим нас, но, прежде всего, пребывающих в нас самих. К сожалению, иногда мы произносим эти слова машинально, бесчувственно, мы произносим их как некую традицию, как приветствие, как «здравствуйте, «добрый вечер», забывая о всей силе и всем значении, в этих двух словах заключенных. Что же это за сила, которая этими двумя словами изменила весь облик человеческого рода и продолжает изменять каждого, кто принимает их в свою жизнь, кто переживает эти слова и с чувством глубокого искреннего свидетельства несет эту благую и радостную весть другим людям? Сила, которая заключена в эти слова, – это Божественная сила любви. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного на страдания крестные, на поругание, на осмеяние и заушения для того, чтобы примером Его жизни, примером Его смирения и послушания Отеческой воле была препобеждена Господом сама смерть. Это есть мера неизмеримой любви Божией. И доколе любовь пребывает в мире, дотоле будет стоять этот мир.

Сегодня мы празднуем память первых русских святых – страстотерпцев Бориса и Глеба. В честь них освящен этот храм. Практически тысячу лет народ российских прибегает к их молитвенному заступлению и приводит их подвиг себе в пример. Я думаю, не случайно Бог прославил этих двух страстотерпцев князей первыми на Руси после ее крещения. Потому что они, как никто другой, проявили любовь к Богу и ближнему. Святой апостол напоминает нам: кто говорит, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец, потому что нельзя любить то, что мы не видим, когда ненавидим то, что рядом с нами. Святые братья Борис и Глеб были младшими сыновьями князя Владимира, они знали о том, что их старший брат Святополк воссел на Киевском престоле вероломно, о том, что он хочет устранить всякое препятствие, которое могло бы поколебать его власть, и что этим препятствием он видит братьев своих, близких своих по крови и по духу. Они знают о том, что Святополк посылает к ним убийц, но ни тот, ни другой не предпринимает никаких усилий для того, чтобы остановить брата. Любовь к брату мешает им это сделать, любовь, воспитанная на религиозном чувстве любви к Богу. Как могу я поднять руку на брата своего, если я христианин, если я Бога люблю? Потому этот подвиг страстотерпчества, подвиг незлобия, подвиг проявления подлинной любви, даже до смерти, превознесен Церковью как подвиг святых угодников Божиих. К их молитвенному предстательству пред Богом, к ним, пострадавшим ради любви к ближнему и ради любви Христовой, мы обращаем сегодня наши молитвы.

А что же мы? Мы, которым дарована любовь Божия в полноте? Мы, которым любовь Божия отверзла двери райские воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа из мертвых? Являем ли мы хоть некое подобие уж если не Божественной любви, то хотя бы любви, подобной той, которую проявили сродники наши по плоти – святые благоверные князья Борис и Глеб? Хотелось бы сказать, что да, но стыдно будет сказать. Потому что Отечество свое не любим, разрушаем и разворовываем его, готовы продаться за любой длинный рубль, не честно и не добросовестно в большинстве своем на местах своих исполняем свой долг гражданский и сыновний перед нашей Родиной; превращаем Отечество наше в помойку, в свалку, не желая даже убрать за собой; не имеем любви в семьях своих, ненавидим своих жен и мужей и родителей своих, и в этой ненависти и пренебрежении зачастую воспитываем своих детей. Что уж говорить – себя самих не любим, потому что принимаем в жизнь свою такие грехи и пороки, которые не только душу нашу разлагают и умерщвляют – о душе сложно бывает думать – но даже тело наше убивают. Курение, алкоголизм, наркомания, распутство – всё это убивает и тело, и душу. Себя ненавидим! Всё это есть свидетельство оскудения любви в нашем народе. Если человек не будет иметь высших идеалов в своей жизни, если Бог не будет для него Отцом, а его ответственность перед Богом не будет ответственностью сына, поставленного право править на этой земле, если в нас не будет стержня веры, всё вокруг рассыплется и оскудеет любовь. Вот это и будет апокалипсисом нашего времени, когда любовь в людях оскудеет. Бог отойдёт от людей, ничего не будет богоподобного в их жизни, сплошная пустыня и в душе и снаружи.

Потому так важно нам, братья и сестры, воспитывать чад наших в любви к Богу и к нашему Отечеству, так важно самим христианам проявлять примеры, достойные подражания, в любви к ближним своим. Бог не требует от нас такого подвига, который проявили князья Борис и Глеб, но Он ждет от нас милостивого, снисходительного с любовью отношения к ближним своим, в семьях своих, когда мы научимся не раздражаться чрезмерно, не хамить при детях своим мужьям и женам, не поднимать руку друг на друга, не сквернословить, не показывать детям пример пренебрежительного отношения к природе, ко всему тому, что окружает нас, но с уважением, с терпением, с кротостью, со смирением относиться ко всем – и ближним и дальним, и знаемым, и незнаемым, это будет залогом того, что Бог не оставит наш народ. А если мы, христиане, соль земли, по слову Спасителя, перестанем быть солью, откуда посолимся? Жизнь станет пресной, серой, скучной и неинтересной, которая будет проходить не то, что с благодарением Господу за Его милости, нам являемые, а будет жизнью, с которой можно расстаться просто так, хлопнув дверью, как это делают, к сожалению, десятки, сотни, и, страшно сказать, тысячи людей-самоубийц.

Всё в нашей жизни связано с любовью. Сама жизнь наша – это плод любви наших родителей, воспитание наше – это плод любви и заботы. Жизнь в нашем Отечестве – это плод любви Божией и государства. Не ответить любовью на любовь – недостойно чад Божиих и чад великой Русской Церкви. Потому сегодня, вспоминая в молитвах подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба, вспоминая ту Божественную любовь, которую Бог явил нам через воскресение из мертвых, приведем себе в напоминание необходимость возгревания и воспитания любви к ближнему в сердце своем. Да будем все чадами света и чадами любви Божией и в жизни сей и в жизни будущего века. Аминь.

Христос воскресе!»