Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского (храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского (храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове)
15 января 2011 1384

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, приветствую вас всех с замечательным праздником великого русского святого – преподобного Серафима Саровского!

Удивительный угодник Божий, правозвестник пасхальной радости. Каждого, кто приходил к нему, и мы это знаем хорошо, он встречал одними и теми же словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Это кажется так просто в жизни – говорить эти слова, но они совершенно по особому звучат тогда, когда человек становится уже сотаинником Воскресения Христова, когда Пасха Господня в его сердце пребывает неотступно. Преподобный был именно таким человеком, стяжавшим силу Божественную, благодать Духа Святого в своей жизни, и этой силой Божественной, этой радостью небесной на земле он делился со всяким к нему приходящим.

Мы вспоминаем сегодня преподобного Серафима Саровского, благоговейно склоняя главу перед его жизнью, перед его подвигом молитвенным, и удивляемся той милости Божией, которую Господь являет в людях Своих – через преподобного Серафима, через преподобного Сергия, Оптинских старцев и многих других.

А что же мы? Мы, которые называем себя Церковью Божией? Являемся ли мы такими правозвестниками Божественной силы? Действует ли благодать Божия через нас так же, как действовала через преподобного Серафима Саровского? Чаще всего ответ будет неутешительным для нас. Даже в минуты нашего духовного напряжения, духовного возвышения, когда мы подходим к Святым Таинствам Тела и Крови Христовых, мы не отдаем себе отчета в том, что совершаем в своей жизни, к чему приступаем, с Кем соприкасаемся, Кого принимаем в свою жизнь. И зачастую от нашего бездумства и равнодушия, от нашей внутренней дебелости и неподготовленности мы проходим мимо Живого Бога, действующего, благословляющего и освящающего все вокруг, но, в силу нашей духовной дремоты, не достигающего до глубин нашего сердца.

Сегодня, в память преподобного Серафима Саровского, мы особенно должны помнить о необходимости самого важного чувства, которое нам нужно воспитывать в себе, в своих детях, в Церкви Божией, в пастырях и пасомых, – чувства глубокого благоговения перед Богом.

Благоговение рождается тогда, когда человек осмысленно совершает те или иные деяния в своей жизни, я имею ввиду, конечно, деяния свои по отношению к храму, к Церкви Божией. Когда мы не просто машинально идем ко Причастию, не зная, что это и как это – «все идут, и я пошел, всем надо, и мне надо», – но когда мы идем навстречу Живому Богу, когда мы знаем, что под видом хлеба и вина в нашу жизнь, в нашу плоть входит Бог, мы принимаем Его под своды не своего дома, но под своды, как говорится в молитвах, храма своей души. И вот уже Бог почивает в нас. Чувствуем ли мы это? Сопереживаем ли мы этому? Несем ли мы эту Святыню величайшую с благоговением в своей жизни? Или еще даже до выхода из храма теряем сознание того, с чем соприкасались и к чему приступали.

Готовим ли мы себя к Святым Таинствам? Ведь зачастую мы приходим на исповедь к запричастному стиху, опаздывая на службу, и для нас это является совершенно естественным: ну подумаешь, пришли к «Херувимской»? Мы как христиане не должны этого допускать, если это не допускается даже в светском сообществе. На званый ужин, на прием не принято опаздывать. Если Вы опаздываете к назначенному времени, то двери этого приема будут затворены для Вас, и впредь более Вы никогда уже не получите приглашения на этот торжественный прием. Так это происходит в миру – у дипломатов, у правительства. А что же Бог, ждущий нас постоянно, призывающий нас? Мы так привыкли, что Он ждет нас. Но ведь может быть и так, что двери милосердия Божия будут затворены для нас. И Господь для многих их затворяет. Потому что наше неблагоговение, наше бездумное отношение к Таинствам граничит уже с кощунством. Мы часто задаем себе вопросы: почему мы, христиане, просим у Бога помощи, просим у Него здоровья, просим Его милости к нам, а здоровья нет, а скорби посещают? Зачастую ответ на этот вопрос кроется в нашем неблагоговении. Потому что мы неблагоговейно прикасаемся к Святыне, и этим осуждаем себя, и этим навлекаем на себя гнев Божий.

Наш подход к Таинству Исповеди зачастую превращается в формальность, когда мы идем не на встречу с Богом, принести Ему свое покаяние, приклонить колена и испросить Его пощады и милости к нам, отступившим от Его заповедей, утратившим Его образ в себе, но превращается в очередь как в магазине, когда мы на сдачу грехов идем. И покаяние наше сводится к: «Согрешил делом, словом, помышлением. Аминь». А что за этим делом стоит? А что за словом? А что за помышлением?

Безрассудство в жизни. Если мы, христиане, которые призваны быть солью земли и светом для мира, так поступаем в своей жизни, то совершенно неудивительно, что окружающий мир погрязает во тьме, в грехе и в безрассудстве.

Я напоминаю об этом сегодня, потому что преподобный Серафим Саровский жил по-другому. Сегодняшний день именуется субботой перед Богоявлением. Церковь призывает нас подготовиться к празднику Богоявления Господня, напоминает нам словами Священного Писания о том, как Иоанн Предтеча, выходя на берег реки Иордан, говорил: «Сотворите плоды достойные покаяния».

Плоды покаяния. «Покаяние» – слово греческое. По-гречески оно звучит «метанойя» – «изменение». Покаяние – это изменение нашей жизни. Это не «словом, делом и помышлением я согрешил», а это изменение этих слов, этих дел и этих помышлений. Это глубокая серьезная работа над собой. Это изменение образа своей жизни, образа своих мыслей, своих поступков. И изменить их невозможно человеческими силами. Изменить свою жизнь можно только силой Божественной благодати, только когда Бог помогает нам изменить нашу жизнь. А если мы не взыскуем Бога, если мы проходим мимо Него, если сердце наше закрыто для Него, если мы из сынов света превратились в фарисеев и законников, если Бог для нас приравнивается к существу мифологическому, а не к живому, если причащаемся и исповедуемся мы в дань традиции, а не в изменение своей жизни – какая «благодать» и какая сила будет действовать в нас?

Вот об этом, друзья мои, мы должны помнить, и не только в день памяти преподобного Серафима Саровского, но каждый день своей жизни. Каждая минута должна быть нами прожита в присутствии Божием, перед взглядом Живого Бога, не следящего за нами и грозящего нам пальцем, а любящего Отца, перед Которым мы не должны совершать постыдные поступки и иметь постыдные дела.

Меня однажды спросили: какому человеку жить легче – верующему или неверующему? Я сказал: «Неверующему легче». Почему? Да потому что, не зная Бога, человек часто живет безрассудно, и нет у него ни судьи, ни ответственности. Человеку верующему жить намного сложнее, потому что он отвечает перед совестью своей, перед ближними своими, перед Отечеством своим – земным и небесным – за то, что он совершает в своей жизни. И ответ этот должен быть праведным и святым. Не потому, что Бог взыщет с нас, хотя Он правосуден, и это право Его – взыскать с нас по всей строгости за нашу нерадивую, ленивую жизнь, но потому, что на любовь Божию мы не можем отвечать нелюбовью. На Его снисхождение и милость мы не должны оставаться неблагодарными, потому что мы дети Божии, потому что Бог призвал нас к жизни и через эту жизнь открыл нам вход в Царство Божие, в жизнь вечную.

Эти мысли кроются за каждым приветствием преподобного «Христос Воскресе!» Воскрес ли в нашей жизни Христос? Радуемся ли мы этому Воскресению? Стремимся ли мы быть сопричастными Воскресению Христову, совоскреснуть со Христом? Или, может быть, мы сторонние наблюдатели происходящего, думающие, что наша безучастность останется незамеченной?

Каждый раз, дорогие братья и сестры, отцы, когда мы приходим в храм Божий, когда мы встаем дома перед святыми иконами, когда мы обращаем мысль свою к Богу, прося Его милости нам, нашему Отечеству и нашим близким, мы должны готовить себя к этой встрече с Богом – внутренне, сердечно – и иметь великое смирение, которое рождает это благоговейное чувство. И тогда Бог будет откликаться на наши молитвы. И тогда чудо Божие и благодать, изменение этой Божественной силой жизни вокруг нас и в нас самих не будет чем-то нереальным, но будет совершенно естественным и радостным. И в ответ будет изменяться все вокруг: в нашем доме, среди наших близких, среди наших знакомых, в нашем Отечестве.

Вот о чем мне хотелось бы сказать вам сегодня, в память преподобного Серафима Саровского. И дай Бог, чтобы его святыми молитвами умирил Господь нашу жизнь и умудрил нас в том следовании, которое мы называем следованием за Господом нашим Иисусом Христом.

Я очень рад, что Святейший благословил нас сегодня всех вместе помолиться. Никаких случайных встреч в жизни не бывает. Все в жизни закономерно и естественно, потому что мы знаем, что все в жизни происходит по воле Божией. Без воли Божией ничего не бывает. Я думаю, что сегодня нам важно было помолиться вместе в этом святом храме для того, чтобы наша жизнь, может быть, начала эти изменения, чтобы они коснулись всех нас – и этого святого храма, и местности вокруг, и нашего Первопрестольного града, в котором, к сожалению, не хватает храмов Божиих для того, чтобы народ Божий мог молиться, для того, чтобы изменилась жизнь наша в приходах, для того, чтобы мы не были просто захожанами в храмах Божиих, но чтобы дом Божий стал нашим домом, в который бы сердце наше стремилось, как говорит псалмопевец Давид. Я очень надеюсь на то, что наши встречи с вами не будут такими «регулярными», какими были до сего времени, когда архипастыря видели один раз в два года, а может быть и реже. Я очень надеюсь, что мы будем встречаться с вами часто. Святейший благословил нас на это, и мы будем исполнять его Первосвятительское благословение. И я надеюсь, что от каждой встречи до следующей будут происходить благотворные перемены в нашей жизни. Самое главное – переосмысление своей жизни, ее изменение.

Я хотел бы поблагодарить сердечно всех тех, кто в течение многих лет трудится на этом святом месте, возрождая из руин храм Божий, его великолепие. Многое сделано, но еще очень и очень многое нужно сделать. Безусловно, я думаю, что это место по молитвам преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского со временем станет притягательным местом для тысяч людей, которые живут рядом, в этом районе, что это будет не только храм, но это будет место и школы, и социального служения, просветительской работы, когда молодежь, дети будут приходить сюда, зная, что здесь они будут получать и утешение, и назидание, и вразумление, и любовь, на которую, к сожалению, мир наш с каждым годом скудеет.

Благодарю всех вас за молитвы, хор – за молитвенное пение, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин и надеюсь, что то, о чем я сказал сегодня и о Причастии и об исповеди, не останется просто звуком, кимвалом бряцающим и медью звенящей, но будет принято вами в свою жизнь как непреложная истина, по учению святой Церкви.

С праздником вас!