Слово в день празднования Успения Пресвятой Богородицы (храм преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день празднования Успения Пресвятой Богородицы (храм преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря)
28 августа 2010 908

Приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Когда мы чествуем Успение Пресвятой Богородицы, совершаем празднование в честь этого события, то нам, христианам, исповедающим Господа Иисуса Христа, воскресшего Спасителя нашего и даровавшего нам жизнь вечную, даже в голову не может прийти то, о чем помышляют очень многие люди, находящиеся вне пределов Церкви: как смерть может быть праздником? Действительно, в биологическом смысле прекращение земного существования влечет исчезновение человека из жизни общества и других людей. Он как бы перестает существовать для них, и это является для людей, далеких от Церкви и не имеющих веры, абсолютной и невосполнимой утратой. Потому смерть человека – это невозвратная потеря, это огромная скорбь и неутешная боль.

Но так бывает только тогда, когда человек не знает Бога. Человек же, который знает Бога, в жизнь которого вошел Господь, сердца которого Он коснулся Своей Божественной благодатью, Своей Божественной силой, знает, что хотя и плоть наша болезнует при расставании, но дух наш уверен в том, что это расставание есть временное. И каждый из тех, кто проводил родственников своих, и близких, и дорогих сердцу людей в путь всея земли, в жизнь вечную, может свидетельствовать о том, о чем говорит ему опыт его молитвы – о том, что в молитве мы постигаем эту жизнь вечную, завеса тайны бытия жизни будущего века приоткрывается нам. Бог дает нам утешение в сердце и говорит, что, молясь здесь о сродниках наших почивших, мы имеем их там молитвенниками, мы духовно соединяемся перед Престолом Божиим в своей молитве, и если осязательно не видим наших близких, то духовно чувствуем, что они рядом с нами, они молятся вместе с нами, они иногда молятся за нас, а мы молимся за них, и этот опыт, духовный опыт жизни, не в состоянии разрушить никакое представление о смерти, которое предлагает нам мир.

Потому, приходя в храмы Божии, мы подаем записки в память о сродниках своих, приносим жертву, дабы показать свою любовь к ним, дабы умилостивить Бога о их и наших согрешениях. Но это касается успения близких нам людей. И хотя успокоение и мир касаются нашего сердца в молитве, наших сил все же недостаточно для того, чтобы назвать этот день днем праздничным. Но Успение Пресвятой Богородицы вся полнота Церкви именует великим праздником. И это был действительно великий праздник, прежде всего, для Самой Пречистой Богоматери, потому что единственным желанием Ее жизни было быть рядом со Своим Сыном Сладчайшим и Господом Иисусом Христом. Потому после Вознесения Господа и была неутешной Богоматерь, потому туда, к Небеси, в Царство Божие стремилось Ее сердце. И благовещение об Успении было для Нее вожделенным сообщением, вожделенной новостью, долгожданной радостью. Потому столь быстро и тщательно Она приготовилась к дню Своего отшествия ко Господу, с нетерпением ждала этого момента. И уж если мы говорим о Успении, то, конечно, на память должны нам прийти слова святого апостола: «Мне еже житии – Христос, а еже умрети – приобретение есть» (Фил. 1, 21). Без Бога невозможна жизнь, она становится бесцельной и пустой, не имеющей никакого смысла. И, наоборот, в Боге обретает человек полноту счастья и истины. И вкусив этого счастья здесь, на земле, в таинствах Церкви, в молитве, почувствовав радость богообщения, к этому вожделенному Отечеству небесному всегда будет стремиться человеческая душа.

Для нас праздник Успения Божией Матери является днем праздничным и потому, что Богоматерь явилась первой и наивеличайшей Предстательницей и Молитвенницей за каждого из нас и за весь христианский род. Потому нет ни одного молебствия, в котором бы мы не упоминали молитвенное предстательство Богоматери, не умоляли Ее быть Ходатаицей о нас, о нашей жизни, о исправлении нашей жизни. И потому сегодня, подходя к гробу Пречистой, мы восклицаем словами акафиста: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!»

Будем и мы, дорогие братья и сестры, подобно Божией Матери, воспитывать душу свою, дух свой в горении любви к Богу, в стремлении к Господу, к встрече с Богом здесь, на земле, чтобы наш отход не был для нас неизвестностью ужасающей, но был радостью богосоединения, богообщения, жизни вечной, наследования Царствия Божия. И пусть в этом стремлении исправления нашей жизни будет нам Порукой и Помощницей Пречистая Богоматерь, воистину молитвами и предстательством Своим и во Успении нас не оставляющая.

Аминь.

Благословение Божие и благодатный Покров Царицы Небесной да пребывает со всеми вами!