Библейский теократический идеал на почве национальной истории русского государства (на примере проповедей свт. Феофана Затворника)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Библейский теократический идеал на почве национальной истории русского государства (на примере проповедей свт. Феофана Затворника)

Проскурин Евгений Алексеевич

выпускник

кафедры государственно-конфессиональных отношений

Донской духовной семинарии,

г. Ростов-на-Дону

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ НА ПОЧВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОПОВЕДЕЙ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА)

      

Крещение Руси в 988 году стало поворотным моментом в истории русского государства, начиналась новая эра для всех его граждан. Крестил Русь святой равноапостольный князь Владимир: подобно Моисею, приведшему евреев к Синаю, где был заключен Завет (договор между Богом и израильским народом), Владимир привел русский народ к христианству. Перефразируя гимн №1 преподобного Симеона Нового Богослова, можно сказать, что народ, как светильник, уже готов был возгореться от Божественного огня, но не хватало фитиля, «имеющего в себе ярко светящий Божественный свет» [1, с. 16]. А фитилем и стал Владимир Великий. Уже спустя 50 лет после Крещения святитель Иларион, митрополит Киевский, удивляется: «Какую благодарность воздадим тебе за то, что чрез тебя познали Господа и избавились от заблуждения языческого...» [2, с. 54]. Мощный толчок для перехода из языческого Египта в христианский Израиль дал глава всех русичей и эта модель взаимоотношений в обществе с тех пор только укреплялась: многие последующие государи, чувствуя огромную ответственность за своих подданных, стремились к благочестивой христианской жизни, а граждане, видя такие образцы, соревновались в желании не отстать.

Святитель Феофан Затворник оставил большое наследство в русском богословии: много внимания он уделял проблемам общественной жизни Российской империи XIX века. В своем «Сборнике слов на Господские, Богородичные и торжественные дни» свт. Феофан не обошел и вопросы взаимоотношений государя и народа на основе веры: 7 из 50 проповедей посвящены этому. Слово теократия им не упоминается, но судя по проблематике, обсуждаемой в этих проповедях, им подразумевается. Необходимо учитывать и консерватизм святителя: он крайне скептически относился к тому, что шло с Запада, и с большим подозрением взирал на все более возрастающую роль науки и поэтому терминологию применял крайне избирательно.

Крещение Руси и последующие века для Феофана стали своего рода золотым веком православной России: «Как светло сияло повсюду благочестие во дни отцов наших! Тогда как бы небо было на земле..., и путем жития небесного шли все беспрепятственно. Тогда все порядки, все отношения житейские и обычаи так были устроены, что и нехотящих невольно располагали к добру. Благочестие не укрывалось; стыдно было не быть благочестивым...» [3, с. 308]. А моделью идеального теократического государства, как и для многих других писателей, для него был Израиль времен Исхода и Судей, а также царствование Давида. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№37) (1844 г.) свт. Феофан употребляет фразу «народоправление Божье» [4, с. 330] — ее можно считать эквивалентом термина «теократия» в той трактовке, которой теократию видел этот русский Святитель. И здесь же он утверждает, что «закон народоправления Божия... всегда в точности был соблюдаем, особенно же в отношении к народу израильскому». А чтобы благоденствовать - «будем творить заповеди. Хождение в воле Божией есть единственное основание народного счастия» [4, с. 329]. А основа всего - «исполнение заповедей Божьих» [4, с. 328]. Такие простые правила «народного счастья» были достаточны для времен начала существования Израильского народа. Спустя 3000 лет и после воскресения Господа нашего Иисуса Христа многое поменялось. Феофан Затворник осознавал это, хотя душа его и протестовала против духа мира и духа времени.

В полноте своей взгляды на власть, ее правомочность и управление государством святитель изложил в «Слове на коронацию» (№35) (1855г.). Он сразу очерчивает границы взаимодействия власти и общества: «Государь император, от Бога получающий власть, приемлет от Него и дар правления, и что вместе с тем, как наместник Божий становится неприкосновенным и как бы недосязаемым для прочих членов царства... в венчании Царя видим и свидетельство о совершенстве народной жизни, и печать благословения Божия, и явление Царственных добродетелей»  [5, с. 395]. В этой конструкции венчанный царь практически становится сакральной фигурой, от которой почти ничего не требуется. Основные обязанности у общества, народа: «...хранение, возвышение и укрепление добрых расположений, составляющих истинную и благонадежную общественную жизнь, есть главное и всегдашнее наше дело» [5, с. 296]. Идеальным обществом станет в том случае, когда произойдет сращивание в своего рода общий организм: «ни один член общества не считает собственностью исключительно своею ничего, что имеет, ни даже своих сил и трудов, а все свое, даже и себя самого – предает отечеству, постоянно чувствуя себя обязательным ему, как бы таким должником, который сколько ни оплачивается, не может оплатиться во всю свою жизнь. И вот - первый признак и первое условие жизни народной. С таким чувством всякий имеющий есть проводник имущества к не имеющему, всякий сильный есть подпора слабого, всякий мудрый есть руководитель для не мудрого. А при этом не только подкрепляется и делается благонадежнейшим живой союз братства в обществе, но и все тело общества некоторым образом животворится и получает особенную стройность, при коей не разрастается слишком один член и не истощается другой, а все развиваются в благообразной соразмерности» [5, с. 297-298]. Эта религиозный идеал идет гораздо дальше идеи израильского теократического общества: ведь здесь речь идет, по сути, о обобществлении собственности. Безусловно, русский Святитель черпал свои представления из Священного Писания и видел этот идеал таким, каким он утвержден апостольскими деяниями первых дней христианства «все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2,44-45). В отличии от социалистических и коммунистических утопий Феофан видит путь к достижению своего идеала не экономическими методами, а на основе веры: «как тело без духа мертво, так мертво общество без благочестия. Церковь в обществе то же, что душа в теле, а жизнь по духу Церкви есть жизнь благочестивая» [5, с. 305]. Народы, чья жизнь идет своим чередом, и которые не уповают на Бога, «состареваются, как и всякая живая тварь»; но можно и не раствориться в истории — для этого народ «всю надежду свою возложит на Бога, совершенно предастся Его водительству, верою и делами благочестия низведет на себя благословение свыше и таким образом соделается причастным Божественных сил, - тогда оно высвобождается из-под закона всеразрушающего времени и благонадежно может стоять до скончания мира» [5, с. 304].

В последующих своих проповедях Феофан Затворник, находясь под влиянием происходящих в обществе глобальных перемен, уже отходит от столь радикальных взглядов и концентрирует свое внимание на вопросах веры. В «Слове на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича» (№12) (1859 г.) святитель упоминает и о государственных деятелях, стоящих между венценосным государем и народом, и чья роль в решении насущных вопросов определяюща: «удар мысли или желания из души не доходит до члена, к которому направлен, если не действует посредствующий орган» [6, с. 103]. Но все зиждется на народе: «Народ любит святую веру и дорожит ею паче всего. Что остается? Остается действовать по желанию государя императора и сообразно с духом народа, не оставляя полезного, но и не жертвуя ему необходимым» [6, с. 103]. Знаменательно, что последней фразой святитель как бы предвосхищает дальнейшее богоборчество русского народа в 20 веке: народ не всегда прав и есть мера, которую нельзя перейти.

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№38) (8 сентября 1863 г.) Феофан сравнивает модели правления государством в Российской империи и на Западе: «Кроме образовавшихся на Западе форм правления есть еще самодержавие... Его не понимает западное злоумное суемудрие. Оно понятно только истинно верующему, который созерцает и в Пресвятой Троице единоначалие, и в мире ангельском – единого Архистратига, и в Церкви Божией – единую главу, и в семействе отца, попечительно, но независимо действующего ко благу всех. Вот это и считать должно лучшим, как оно и на самом деле есть лучшее и совершеннейшее» [7, с. 339].

В «Слове на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича» (№13) (19 февраля 1864 г.) святитель констатирует, что сдвиги, происходящие в российском обществе, влияют на ее основу, на веру. Он с тревогой смотрит в будущее и предупреждает о опасностях гонки за внешним благоденствием. В какой-то мере можно даже сказать, что Феофан предлагает народу сделать выбор между счастливой жизнью в вере и заботой о внешним благосостоянием, с опорой на вещественное. Поэтому он видит основной задачей: «...распространение и укрепление живой веры в народе есть укрепление его счастия и довольства. Ослабление веры есть умаление сего счастия» [8, с. 113].

В «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№39) (8 сентября 1864 г.) святитель подытоживает свои размышления о православном государстве: он выводит формулу идеального правления: «Православие, самодержавие и народность»... Православие выражается единством Богодарованной истины, самодержавие – единством Богодарованной власти, народность – единством стремлений, царем указанных и Богом освященных. Православие приемлет истину от Бога чрез Церковь и ей подчиняется смиренно; самодержавие принимает Царя от Бога чрез преемство родов и ему повинуется вседушно; народность восприемлет сознание избранничества Божия, для особых целей Провидения, измеряя их известною волею Божией и ее наипаче исполнительным орудием себя представляя. Народ, преданный Богу и Царю и единодушно стремящийся к исполнению указуемых Ими целей...» [9, с. 342].

Список литературы

1.    Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. –  М.: 2006. – С.16.

2.    Красноречие Древней Руси XI-XVII вв.– М.: 1987. – С.54

3.    Святитель Феофан Затворник. Слово 36. Слово в день тезоименитства государя императора Александра Николаевича. 1858 г. // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. – М.: 2010.–  С.308.

4.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№37). 1844 г. // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. – М.: 2010.–  С.330

5.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на коронацию» (№35). 1855г.  // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. – М.: 2010. –  С.395

6.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича» (№12). 1859 г. // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни.–  М.: 2010.–  С.103

7.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№38). 8 сентября 1863 г. // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. – М.: 2010. – С.339

8.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича» (№13). 19 февраля 1864 г.  // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни.–  М.: 2010.–  С.113

9.    Святитель Феофан Затворник. «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича» (№38). 8 сентября 1863 г. // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. –  М.: 2010. – С.342.


 * Статья в авторской редакции