ДУХОВНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
ДУХОВНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

Удовенко Валерий Иванович

магистрант 1 курса

кафедры государственно-конфессиональных отношений

Донской духовной семинарии,

г. Ростов-на-Дону

                                         

ДУХОВНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

Проявления духовности человека, постижение его сущности, сложная задача для философской антропологии, которая использует комплексный подход к анализу сущности человека опираясь на знания других отраслей. Проблема духовности личности раскрывается через морфологический и функциональный анализ, который основывается на методологических основах диалектики и синергетики. Проблема духовности исследовалась такими философами, как: В.Соловьев, М.Бердяев, Г.Сковорода, А.Лосев и др.

Духовность – это первоисточники высших общечеловеческих значений. Духовность – это выход человеческого мироотношения за пределы материальных потребностей, их преодоление (своеобразное снятия) в сфере субъективного «для-себя-бытия», возвышения над ним и получение новых бесполезных, суперпрагматических отношений с миром, контактов с ним, восприятия, переживаний и пониманий. В контексте любого конкретного существования человек находит не только свое население и человечность бытия не только такового, но и истинность духовности, которая находится в любом человеческом существовании, имеет общечеловеческое значение.

Стремление человека создать систему ценностей, помогает понять природу как самого человека, так и его действия, поступки, возможности ориентирования через их призму в различных жизненных ситуациях. Ценности являются нормативным стандартом (критерием), согласно которому происходят процессы интеграции общества и человека, осуществляется личностный и общественный выборы Ценности трактуются как побудительные механизмы человеческой деятельности, своеобразные ориентиры жизнедеятельности личности, так же, как и своеобразный идеал, к которому стремится личность.

Основное направление анализа ценностей выступает их место и предназначение в формировании новых социальных систем и социокультурных общественных явлений в нашем обществе. В таком ракурсе, значение приобретает понятие ценностного синтеза, мировосприятия мира и человеческой ментальности. Если мы говорим о глобалистическом обществе, то тогда необходимо рассматривать спектр проблем, стоящих перед современным обществом, т.е. рост демократических ценностей, ценностей гражданского общества и накопления на этой основе соответствующего социального капитала. Такой подход важен для формирования современной системы «эмансипативных ценностей», включающих политический плюрализм, открытость власти, уважение к закону, правам человека и интересам личности, толерантность, консенсусную культуру общения, защиту прав меньшинств и людей с ограниченными возможностями.

Но более значимым для понимания общественного развития является обращение к духовности, к формированию духовных ценностей.

Духовность – это прежде всего нормативно-ценностный мир человека, определяющий его место в обществе. О. Конт рассматривал духовность как единство трех взаимодействующих элементов: верований, убеждений и морали (нравственных ощущений). Для сторонников социологического подхода в осмысление духовности, следует отметить работы Э. Дюркгайма, М. Вебера. С точки зрения Дюркгайма Э., духовность – это нравственная основа солидарности взаимодействующих социальных групп, в то время М. Вебер обращается к проблеме социального действия, когда каждый социальный акт становится осмысленным только во взаимодействии с ценностям, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цель. XX ст. Направления исследования меняются, больше внимания уделяется меж- и внутри-субъектным процессам, социально-психическому потенциалу личности. Духовная жизнь исследуется как совокупность психических, душевных процессов, протекающих внутри сознания человека или группового социального субъекта (Ю. Габермас, М. Фуко, Ж. Лакан, С. Жижек) [7, с. 26].

Духовное состояние возникает чаще всего в процессе общения человека с природой, произведениями искусства, то есть во время эстетического созерцания. Такое состояние сопровождается бурным эмоциональным возвышением, радостным волнением, ощущением безграничности Вселенной. Духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств, наиболее известными из которых есть совесть, вина, раскаяние, вера, надежда, любовь. Особенность духовности в том, что она является интегральным образованием психики человека, в частности, целостной динамической системой ряда взаимодействующих компонентов (процессов, качеств, свойств и т.п.), которые в свою очередь предоставляет человеку возможность психического и личностного усовершенствования, самосовершенствования, творческой самореализации.

Фундаментальное значение духовных ценностей для общества – это их интегративная функция. Единство ценностей у большинства членов общества является основой его стабильности [2, с. 99]. О духовной ценности можно говорить только когда ставим вопрос, ради чего осуществляется деятельность человека, или в чем смысл достижения тех или других целей, стремлений, намерений. Поэтому сфера духовных ценностей включает в себя смысл жизни, любви, добра, зла и т.д., то есть смысл общих нравственных категорий [2, с. 9].

Духовные ценности выполняют роль аксиологического грунта выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов реализации, последствий деятельности. Духовные ценности как основа бытия человека – это продукты духовной деятельности, стоимость которых не уменьшается и не исчезает в результате их потребления, как вообще это бывает [4, с. 64].

Духовные ценности — это продукт духовного производства, феномен сознания и, в основном проявляются в форме значимых социокультурных ориентиров: идеалов, норм, символов, образов, чувств, императивов, которые определяют духовное развитие индивида или общества в целом [8, с. 64]. Поэтому, духовные ценности человека следует рассматривать как новую мировоззренческую ориентацию, способность действовать, согласно сформированной социально-ценностной иерархии (нравственные принципы, политические идеи, патриотические переживания и др.) [5, с. 8].

Таким образом, присутствует несколько аспектов, раскрывающих сущность духовных ценностей: продукт деятельности (внутренней, направленный на личностное, индивидное понимание добра и зла; ориентиры, определяющие смысл бытия человека, социальной группы, общества; часть нормативно-нравственной регуляции человеческого деятельности и межчеловеческих отношений. Так же, духовные ценности – это наивысшее достижение человечества как интегративное знание в конструировании идеальной социальной реальности.

Духовные ценности, прежде всего и всегда связываю с человеком, это внутренние качества человека, соотносящиеся с общечеловеческими ценностями. Кроме того, с личностью связаны добродетели (внутренние), которые неотделимы от сознания человека и руководят его поступками, которых он соблюдает.

В большей степени добродетели это внутренние императивы человека являются основой нравственных законов, принципов и ценностей, например, в христианстве добродетели отождествляются с духовными ценностями. Они определяют, прежде всего, отношение человека к миру высшему, к Богу, а через него и к другим людям. С такой позиции, основные ценности - вера, надежда и любовь. К основным индивидуальным добродетелям относятся благоразумие, справедливость, мужество. Бытие человека – это стремление делать добро, проявляя таким образом свои нравственные качества.

Духовность в своей нравственной ипостаси подчиняет интересы личности интересам общества, судьбе отдельного индивида – потребностям сохранения человека как родового существа. По определению М.Бахтина, «быть – значит быть для другого и через него для себя» [5, с. 84-86].

Духовность формируется в контексте языкознания, путем осознания явления речи в механизме трансляции смысла. С помощью языки результаты познания закрепляются в памяти. Передача средствами языки культуры и опыта человечества из поколения в поколение, с века в век возможен только благодаря его закреплению в знаковой и символической форме. Язык выступает механизмом реализации духовного, потому что является средством социокультурной самоидентификации личности.

Метафизический тип осознания духовности выводят из понятия человеческой «душе», как бессмертной субстанции, воспроизведенной мировым духом, которая связывает человека с Абсолютом, Мировым Разумом, Мировой Душей.

Теологический контекст понятия «духовность» заключается в признании сверхиндивидуального начала, которое придает жизни смыслообразы сакральной истины, красоты, добра, объединяет человечество в процессе творения бытия.

Личность оказывается в ситуации, когда национальная самоидентификация усложняется, а механизмы планетарной еще не осознаны. На личность это оказывает негативное влияние, нарушая ее ориентацию в социальном пространстве. Относительно глобальной позитивной перспективы заметим, что негативные последствия произошедших изменений имеют быть преодолены в процессе составления единого планетарного сообщества. Единственная планетарное сообщество в будущем должно стать носителем нового исторического типа духовной целостности человечества, который, основывает свои средства в коэволюционной деятельности человека.

Следовательно, условия глобализационного мира и трансформационного общества, усложняют становление духовности личности, а с другой, имеют потенциальные возможности укрепления ее позиций во всей духовной системе. Особенности становления духовности личности, обусловленные ею ментальностью. Духовный рост человека невозможен без осознания своей национальной особенности и приведение ее в соответствие с развитием общества и мира.

Список литературы

1.     Бахтин М. М. К философии поступка. Работы 20-х годов. Киев : Фирма «Next», 1994. - 384 с.

2.     Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. – М., 2015. – 320 с.

3.     Влахос, И. Православная духовность / И. Влахос. – М., 1999. – 133 с. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/212#part_927.

4.     Воркачев, С. Г. Anglica selecta: избранные работы по лингвоконцептологии / С. Г. Воркачев. – Волгоград, 2012. – 205 с.

5.     Живов, В. М. История понятий, история культуры, история общества / В. М. Живов // Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени / под ред. В. М. Живова. – М., 2009. – 432 с.

6.     Камедина, Л. В. Духовные смыслы русской словесной культуры / Л. В. Камедина. – Москва-Берлин, 2014. – 284 c.

7.     Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; [пер. С польск. С. М. Червонной]. – Москва : Логос, 2005. – 664 с.